Однако именно скандальные события, происходившие вокруг этих банков, запустил "кризис недоверия" между банкирами и ЦБ и, что оказалось еще более опасным, - банкиров друг к другу.
По-видимому, все поняли, что основной мотив для отзыва лицензии у Содбизнесбанка - "отмывание" грязных денег, а вернее, недостаточное "противодействие отмыванию" в виде несвоевременно предоставленной или неполной отчетности можно предъявить практически любому банку. Возросшая подозрительность, с которой банкиры стали смотреть друг на друга во время конфликта ЦБ и Содбизнесбанка, сразу же отразилась на рынке межбанковского кредитования (МБК): давать коллегам в долг стало опасно. А ведь именно на этом рынке мелкие и средние банки всегда могли "подзанять деньжат" на выполнение текущих обязательств - в том числе и перед вкладчиками. "Вирус" недоверия распространялся с невиданной быстротой. Многие банки стали испытывать финансовые трудности, по банковскому сообществу поползли "черные" и "белые" списки... Банковскому сообществу срочно понадобились ориентиры - кому можно доверять, а кому - нет, что, впрочем, можно было использовать также для того, чтобы под шумок потопить конкурентов.
Не случайно, собираясь на этой неделе за "круглым столом" под предлогом обсуждения грядущей системы страхования вкладов и "ряда структурных преобразований" банковской системы, представители власти ведущих банковских ассоциаций и рейтинговых агентств пытались в очередной раз ответить на вопросы: можно ли в обозримом будущем вылечить банкиров - прежде всего от страха? По единодушному мнению экспертов, сделать это можно, но трудно. А "главным врачом" должен при этом стать ЦБ. Но эксперты считают, что для этого нет соответствующего "механизма". Иными словами, в законе не предусмотрены меры "срочной банковской помощи", а излишнюю ответственность на себя никто брать не хочет - боится.
В законе, как показал опыт ЦБ с "осадой" Содбизнесбанка, вообще многое не предусмотренно: когда государственные власти не могут войти в здание банка в течение двух недель - это уже ЧП в законодательстве. Кстати, многим экспертам понравилась идея, что ЦБ мог бы прямо сейчас остановить сползание банков в кризис, например вводя в банк своих людей в виде временной администрации, но - без отзыва лицензии у банка. А попутно выдавая банку стабилизационный кредит. Однако законных оснований для этого пока тоже нет.
"Если бы ЦБ имел сейчас какой-то инструмент, чтобы поддержать "Диалог-оптим" или "Павелецкий", рынок бы успокоился", - сокрушается президент Ассоциации региональных банков "Россия" Александр Мурычев. Впрочем, по его словам, большинство региональных банков не зависят от межбанковского кредита, и за последнее время только у нескольких возникли проблемы на межбанковском рынке. Тем не менее эксперт уверен в том, что в результате снижения доходности многие банки начнут сворачивать кредитование предприятий и населения, что уже осенью повлияет на экономическую ситуацию в стране. А председатель подкомитета Госдумы по банковскому законодательству Павел Медведев призвал власти к осторожности: по его мнению, надо бы "очистить" банковскую систему, но не изображать при этом "слона в посудной лавке", и идти на возможные компромиссы.
Пока же суть да дело, банкиры пытаются заниматься самолечением - пока что с непредсказуемым результатом. Впрочем, ряд экспертов считают, что кризис недоверия уже прошел свой пик и начал медленно, но верно идти на спад.
А у самих банков появилась еще одна забота - попасть в систему страхования вкладов населения. Кроме того, не попавшие в нее будут лишены возможности привлекать новые вклады физических лиц, вхождение в систему реально ставит на банке нечто вроде "знака качества", или "проверено ЦБ". Напомним, что в случае банкротства или ликвидации банка вкладчикам, у которых на счету до 100 тысяч рублей, гарантирован полный возврат денег.
Глава Федерального агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов пообещал публиковать списки банков, вошедших в систему по мере поступления: "пришлет ЦБ список из первых 10 банков - мы его сразу же опубликуем". При этом для банков возможны "переэкзаменовки", когда ЦБ проверяет банк на "прозрачность" не один, а два раза, пока тот не "исправится". Впрочем, будут среди банков и те, кого не пустят в систему гарантирования. Хотя Турбанов убежден в том, что "большинство банков являются финансово устойчивыми, и чем быстрее заработает система страхования вкладов - тем лучше".
И если вначале вся эта система мыслилась как способ своеобразной "селекции" или перелицензирования банковской системы, то теперь ясно, что из этой идеи ничего не выходит. Известно, что президент уже предостерег главу ЦБ Сергея Игнатьева от "массовых зачисток", а председатель ЦБ уже пообещал, что в систему страхования вкладов войдет большинство банков.
Что делать вкладчику
В случае ликвидации банка требования вкладчиков будут, скорее всего, удовлетворены - физические лица являются "кредиторами первой очереди".
С заявлениями о возврате вкладов граждане должны обращаться исключительно к ликвидатору или конкурсному управляющему, информация о которых (включая местонахождение) в обязательном порядке публикуется в "Российской газете".