Ясно, что многое было сделано не по уму. И государство явно продешевило, раздавая свою собственность. Значит, вновь начнутся споры, что с этим делать и какие принимать меры. Это-то и тревожит.
С моей точки зрения, возвращаться к итогам приватизации 90-х годов бессмысленно и вредно. Понимаю, у многих в обществе есть стойкая нелюбовь к богачам, немало и тех, кого время от времени обуревает желание поделить все заново. Но мы должны наконец понять, что рыночная экономика - это экономика частной инициативы. И если вы начинаете пересматривать права собственности, опираясь на требования справедливости, то подрываете основу предпринимательства. И уже не можете рассчитывать на развитие экономики.
Мне могут возразить: "Как же так! Общество нуждается в справедливости!" Согласен. Христос тоже призывал изгнать менял из храма. Но сначала нужно построить храм. А его не будет, если не будет менял. Вот такая логика. Если уж отдали собственность частникам, то надо смириться с тем, что они действуют в корыстных интересах. Впрочем, как и каждый из нас. Другое дело, что эта корысть должна быть ограничена законом и общественным контролем. И тех менял, которые нарушают установленные правила, действительно надо гнать из храма. Упустили это в 90-х годах? Извините, снявши голову, по волосам не плачут.
Вы скажете, почему тогда государство продавало свою собственность по таким низким ценам? Так больше-то и не просили! Это во-первых. А во-вторых, вспомните ту обстановку в стране после того, как рухнула советская власть. Кто вообще мог покупать фабрики, заводы, газеты и пароходы? Выпустили приватизационные чеки, по сути, искусственные деньги, с помощью которых был создан необходимый спрос на государственную собственность. 29 процентов активов предприятий по программе приватизации передали населению, выделили доли для менеджеров и рабочих. Кстати, до сих пор примерно 40 процентов активов российских предприятий принадлежат администрации и трудовым коллективам. Тогда ведь не ставилась задача - получить больше денег. Надо было скорее передать собственность в частные руки, чтобы сделать необратимым процесс рыночных реформ. И мы этого добились.
Самое большое заблуждение заключается в том, что если государство продает даже по заниженной цене какое-то предприятие, то оно что-то теряет. Страна ничего не теряет. Заводы, фабрики - все остается в России. Главное, чтобы работать они стали эффективнее. Я сам публично критиковал условия продажи "Норильского никеля". И перестал это делать, когда увидел, что новые хозяева управляют им гораздо лучше, чем старые.
Не спорю, тогда, в 90-х годах, можно было повременить с продажей каких-то активов, оставить в государственной собственности, например, нефтяные промыслы. Возможно, были варианты более эффективные, более успешные. Об этом уже 10 лет спорят ученые. Я теперь говорю о другом. Чего мы хотим? Какая польза от всех этих разговоров? Нет ее. Но есть неуверенность бизнеса. Она нарастает. И что бы ни говорили власти, все равно бизнес ей не доверяет. Такими методами невозможно стабилизировать обстановку, побудить частного собственника действовать так, как мы это задумывали, когда начинали рыночную реформу.
Если вы хотите подсказать народу, что он должен возражать против итогов приватизации, то рано или поздно вы воздействуете на низменные стороны человеческой натуры. И народ будет возражать. А почему нет, если сам ты при этом ничего не теряешь, а у кого-то что-то отнимут. Уже приятно. И к чему это приведет? К тому, что никто не захочет заниматься бизнесом, просто побоится начинать серьезные проекты. И общество первым от этого потеряет. Не будут создаваться новые рабочие места, свернутся благотворительные и частные социальные программы.
Вы меня спросите: "Как же быть с теми чиновниками и законодателями, которые допустили такую несправедливую приватизацию?" Если не доказано, что при этом они брали взятки, ничего особенного вы с ними не сделаете. Просто их больше не надо допускать до власти. Вот и думайте, за кого голосуете на выборах.
Давайте жить сегодняшними проблемами. Хотите исправлять ошибки - исправляйте. Но не так, как это, например, советует американский ученый Джозеф Стиглиц. Дескать, надо изымать в пользу государства 10 процентов совокупного дохода от первичных вложений при продаже активов компании. От лауреата Нобелевской премии в области экономики можно было ожидать чего и поумнее.
Конечно, найдутся люди, которые скажут, что они правы, что нефтяники слишком легко обогащаются. Но в том-то и дело, что кричат об этом главным образом те, кто не хотели рисковать в 90-х годах, а сегодня упорно стремятся перехватить сочный кусок у своих конкурентов. Я думаю, что этих людей поощрять не надо.
Не забывайте, что впереди у нас приватизация большого числа федеральных унитарных предприятий. Если вы думаете, что главной проблемой здесь будет как бы не продешевить, то глубоко ошибаетесь. Что из того, что государство получит больше денег в госбюджет? Так у нас уже несколько лет профицит. Мы зарабатываем на экспорте нефти бешеные "бабки". Главное, повторю, найти эффективного собственника. А с этим у нас, боюсь, будут большие проблемы.
Недавно Всемирный банк опубликовал доклад, где был помещен "расстрельный" список из 23 компаний, которые контролируют 35 процентов всех активов в России. Вы посмотрите, кто туда попал? Кроме "ЮКОСа" - еще и "АвтоВАЗ". Этот завод построен при советской власти, а теперь его директора зачислили в олигархи. На каком основании? "АвтоВАЗ" до сих пор успешно работает, несмотря на то, что его постоянно пытаются перехватить бандиты. А Каха Бендукидзе, который стал министром экономики Грузии? По данным журнала "Форбс", он контролировал капитал в 100 миллионов долларов. И что? Я знаю, что у него даже дачи своей не было. Он, конечно, мог бы ее построить. Но человек вкалывал на свою компанию, кстати, и на страну тоже. Поймите, крупный бизнес народу нужен так же, как и все остальные. У каждого свои преимущества: малый бизнес больше склонен к инновациям, а крупный - к инвестициям.
И поэтому я предлагаю раз и навсегда подвести черту под приватизацией 90-х годов. Хотели же депутаты Госдумы прошлого созыва ограничить возможность возврата к сделкам по приватизации тремя годами. Надо наконец это сделать. И одновременно принять закон о лоббировании, который бы запретил бизнесу беспредельно вмешиваться в прохождение законов и принятие стратегических государственных программ. Необходимо ввести четкие правила, которые, с одной стороны, порождают доверие бизнеса к власти, позволяют экономике спокойно развиваться, а с другой стороны, принуждают к тому, чтобы все мы соблюдали законы. Если аналитический доклад Счетной палаты "Об итогах приватизации государственной собственности в России в период с 1993 по 2003 годы" инициирует такой подход к проблеме, то все будет в порядке. Если же он станет поводом для очередного деления бизнесменов на "агнцев и козлищ", то остается только сожалеть о проделанной работе.