Замена льгот в первом чтении

Министры предлагают новую программу социальной защиты, разделив заботу о народе между федеральной и региональной властью. В ней решающими становятся деньги. Хорошо это или плохо? Правительство утверждает, что хорошо. Во-первых, потому, что помощь придет по точному адресу - тому, кто в ней нуждается, а не вороватому чиновнику. Во-вторых, она будет конкретной, а не в виде пустых обещаний, и в России не станет больше такой категории, как "лишенцы льгот". В-третьих, отказ от "бартера в социальной сфере" остановит безудержный рост тарифов. В-четвертых, нам не придется влезать в большие долги, что приходилось делать, потому что в стране было столько льгот, что не хватило бы и трех федеральных бюджетов, чтобы их обеспечить. В-пятых, это позволит четко определить ответственность и избавиться от путаницы, когда регионам приходилось финансировать федеральные полномочия, а центру срочно затыкать региональные "финансовые дыры" всякий раз перед подготовкой территорий к зиме. Преимуществ законопроекта, который вчера обсуждался в Думе, наверное, можно было найти и больше.

Однако их почему-то не понимали коммунисты, которые вывели на площадь к памятнику Карла Маркса около трех тысяч митингующих. Депутатам приходилось работать вчера в режиме осады. Улицы вокруг здания Госдумы были перекрыты.

Для представления правительственного законопроекта в Госдуме на Охотный Ряд прибыли вице-премьер Александр Жуков, министр финансов Алексей Кудрин, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, заместитель министра финансов Татьяна Голикова. Алексей Кудрин обозначил цель законопроекта, концепцию которого он просил депутатов принять в первом чтении. Цель - переход от популизма к выполнению государством своих обязательств. Эта проблема, по мнению Кудрина, решается предложениями правительства для многочисленной группы населения, которых государство, с одной стороны, объявило льготниками, а с другой - не обеспечивало в полной мере эти льготы. Всего обязательств бюджетной системы, включая и пустые обещания, было на 6,5 триллиона рублей, а ресурсы бюджетов всех уровней в 2004 году составляли 4,5 триллиона рублей.

Теперь все принятые государственные обязательства, заверил министр финансов депутатов, должны обеспечиваться деньгами. "Разграничение расходных обязательств и доходных источников - это основа устойчивости федерального государства, сбалансированности бюджетной системы и эффективного использования бюджетных средств и реализации социальных гарантий", - сказал Алексей Кудрин.

Зурабов конкретизировал, какие категории льготников берет под свою опеку федеральная власть, а какие - региональная. И представил полную картину, как распределится 171 миллиард рублей, направляемых в следующем году на меры социальной поддержки.

Однако подобный, по словам вице-спикера Госдумы Олега Морозова, "бухгалтерский подход" чуть не загубил дело. "Правительство неплохо умеет считать, но не умеет разговаривать с обществом", - сказал Морозов и попытался найти ответ на вопрос, почему многие выступают против замены льгот деньгами: "Люди действительно привыкли к системе льгот и считают их благом". Однако, по мнению единороссов, эта система социально несправедлива для огромного числа граждан. К тому же она коррупционна. Морозов заявил от имени "Единой России", что фракция не во всем согласна с правительством. Она критиковала кабинет министров за первоначальные цифры денежной компенсации, которые вызвали шок в обществе, за отмену МРОТ и другие огрехи законопроекта. "Самое трудное в политике - опровергать то, что казалось истиной, хотя таковой не являлось", - заметил Морозов. Но единороссы сделали свой выбор. Они, заявил Морозов, выбрали ответственность и курс на справедливую и достойную жизнь.

Коммунисты предложили поименное голосование по этому вопросу - чтобы судьбоносное историческое решение обрело имя, как либерализация носит имя Гайдара, а приватизация - Чубайса. За основу проект закона в первом чтении поддержали 296 депутатов, против было 116, воздержались трое. Дума приняла специальное постановление, где зафиксированы предложения депутатов по совершенствованию законопроекта. Предусмотрено создание рабочей группы из председателей думских комитетов, которая будет дорабатывать документ. Правительству предлагается до второго чтения "представить Госдуме подробные расчеты и обоснования планируемых размеров денежных компенсаций по категориям граждан, имеющим право на льготы, а также механизм обеспечения граждан соответствующими денежными выплатами, включая сроки и порядок их реализации".