Средств на продолжение строительства подземки в последнее время у Петербурга не было. Удавалось лишь поддерживать в рабочем состоянии уже прорытые рабочие ветки (на эти цели ежегодно выделялось около миллиона рублей) да кое-как наскребать денег на вялотекущий ремонт аварийной "Кировско-Выборгской" ветки (с 1995 года он "съел" около 5,3 миллиарда рублей из федерального и городского бюджетов). За последние 12 лет в Петербурге было введено в эксплуатацию лишь 11 километров линий метро. В результате сегодня сеть метро отстает от городских потребностей более чем на 20 лет.
Три программы
Городские власти периодически рассматривали разные варианты расширения туннельной сети и даже принимали соответствующие программы. Но из-за отсутствия бюджетных средств на их воплощение все это пока остается бумажной фантазией. Например, согласно плану 1995 года предполагалось за 15 лет довести число линий метро до семи и открыть 30 новых станций. План предусматривал организацию кольцевой линии.
Принятая в апреле 2002 года правительством Петербурга "Программа развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга до 2015 года" значительно отличается от составленной в прошлом веке. К 2005 году авторы программы предлагают закончить нынешние подземные долгострои: кроме открытия движения по участку "Размыв" планировалось ввести в строй станции "Комендантский проспект", "Адмиралтейская", "Балтийская-2" и "Спортивная-2" (2005-2007 гг.). На 2010 год намечен ввод Фрунзенского радиуса (линия N5, она будет называться "Купчинско-Приморская").
С 2011 года предполагается начать строительство седьмой ветки ("Охтинско-Петроградской" - кольцевой). Но проехать по кругу к окончанию отчетного периода программы будет еще нельзя: ввод станций на этот период пока не запланирован. Но если программу выполнить удастся, то к 2015 году в Петербурге должны появиться 41,5 км новых путей, 21 станция и два электродепо. На все это потребуется 87,4 миллиарда рублей.
А если заглянуть в более отдаленное будущее, обрисованное конструкторами ОАО "Метрострой" в перспективной программе до 2030 года, то преображение подземки покажется совершенной сказкой. Восемь линий метро с конечными станциями на Ржевке, в Лигово, Шувалово, Ручьях, Конной Лахте и т.д. Отдельная ветка к Большому морскому порту, кольцевая линия, дополнительные выходы из метро в центре города. Всего на новой схеме нанесено около 160 станций - втрое больше, чем действует сейчас.
Дело в грунте
Но пока о строительстве новых линий метро в Петербурге можно говорить лишь в сослагательном наклонении. Чтобы реализовать программу развития подземки, необходимо ежегодно тратить на это около 7,3 миллиарда рублей. В городском бюджете-2004 на нужды метро было запланировано лишь 2 миллиарда рублей (по миллиарду на ликвидацию размыва и на строительство станции "Комендантский проспект", которую планируется открыть в начале 2005 года). Не стоит ждать серьезной помощи и от федеральной казны: в 2004 году на развитие всех шести метрополитенов страны предусмотрено 2,4 миллиарда рублей, из которых Петербургу досталось меньше половины. А полная стоимость программы превышает весь годовой бюджет Северной столицы. Доходы же самого метрополитена - мизерные по сравнению с вышеперечисленными цифрами.
А если сложить бюджетные источники финансирования подземных проектов, не получится и половины суммы, требующейся на программу развития метро. Впрочем, надежда на получение федеральных субсидий у города все же есть. По словам губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, она собирается добиваться увеличения помощи питерскому метро со стороны федерального бюджета и даже получила на это принципиальное согласие президента Владимира Путина.
И все же главная проблема петербургского метростроения - это даже не отсутствие денег, а пресловутые сложные грунты. Как пояснили в "Ленметрогипротрансе", значительная часть Петербурга стоит на так называемых пылеватых обводненных тонкодисперсных песках. В переводе это означает, что почвы в нашей местности очень подвижны и чувствительны к малейшим колебаниям.
Чтобы избежать риска возникновения аварийных ситуаций, подобных той, которая произошла между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества", в районе новой станции "Комендантский проспект", которая тоже находится в зоне подземного русла Невы, туннели сразу решили опустить на большую глубину - они прошли намного ниже русла. После открытия станции у Петербурга появится еще один предмет для гордости - "Комендантский проспект" станет самой глубокой станцией в России.
Выйдем на поверхность?
Прокладка метро в Петербурге осложняется еще и тем, что в центре города почти все здания - памятники архитектуры. Чтобы они не страдали от колебаний почвы, которые создает движение поездов в метро, туннели нужно строить очень глубоко под землей. Это и сложнее, и дороже. Для сравнения: правительство Москвы в своей программе развития метрополитена закладывает по 1,7 миллиарда рублей за километр. Петербургская же программа обходится в среднем в 2,1 миллиарда за километр.
Так же и в центре Петербурга строить выходы на поверхность практически негде. Ведь для этого пришлось бы разбирать существующие здания, как, например, это было сделано при сооружении выхода со станции "Маяковская": дом на ее месте был снесен и построен заново, "Достоевская" вообще стерла с лица земли пять домов. Сейчас конструкторы оптимистично проектируют выход со станции "Адмиралтейская" без ущерба зданиям, стоящим на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы. Но специалисты КГИОП сомневаются в точности расчетов метростроевцев.
В связи с подземными трудностями "Метрострой" предлагает сделать часть линий наземными и надземными. Сейчас в Петербурге есть несколько станций, где поезда метро выходят на поверхность (например, "Купчино", "Девяткино", почти на поверхности находятся станции "Проспект Ветеранов", "Ленинский проспект", "Автово"). В целом, по словам инженеров компании, строительство наземного метро обходится в 2-2,5 раза дешевле, чем подземного. А эксплуатация таких линий, по предварительным расчетам, будет в пять раз дешевле.
Но пока все рассказанное нами существует только на бумаге. Кроме разве что подготавливаемой к вводу в эксплуатацию станции "Комендантский проспект". И для повышения оптимизма, кроме слов и программ, у нас ничего нет. Фантазии проектировщиков сдерживаются деньгами и физическими возможностями строителей при работе с жидкими грунтами Северной столицы.
Справка "РГ"
В Петербурге только четверть всех пассажиров полностью оплачивает свой проезд (то есть покупают жетоны по номинальной стоимости). Около 41процента ездят бесплатно,
16 - составляют льготники (по 33 льготным категориям), остальные приобретают проездные билеты. По грубым подсчетам, метрополитен ежегодно недополучает 350-450 миллионов рублей.