"Кафка" *** ("Культура", 22.20). Распространенный в кино эффектный прием: ввести знаменитого писателя в им же сочиненный мир, сделать его участником им же придуманных коллизий - героем его произведений. В этом есть смысл: любой автор всегда исходит из своего субъективного "я", видит мир со своей колокольни и конструирует его по образу и подобию собственных склонностей, комплексов и фобий. Режиссер Стивен Содерберг после успеха его дебютной картины "Секс, ложь и видео" снимает свой второй фильм в Праге, декорированной под 1919 год, создает экспрессионистские интерьеры, причудливо искажает пропорции - стилизует "кафкианский мир" с готическим акцентом. Реальное дано в черно-белом изображении, фантасмагории - в цвете, тоже причудливом, блеклом. Джереми Айронс играет странноватого страхового агента, обуреваемого видениями, - это, надо полагать, сам Кафка. Он разыскивает пропавшего приятеля, что составляет фабулу фильма. Кафку по этому фильму не постигнешь, но посмотреть можно. Снимались также Тереза Расселл, Джоэль Грэй ("Кабаре"), Иан Холмс, Алек Гиннесс. 1991.
"Интервью с вампиром" **** (СТС, 21.00). Все вампирские истории похожи: люди днем спят в гробах, ночью кусаются. Нил Джордан сделал картину более осмысленную, вызывающую сочувствие к беднягам кровососам. Это первый фильм, приглашающий вникнуть в психологию вампиров и увидеть мир их глазами, - поэтому и сам вампиризм здесь не более чем метафора. Мы перенесемся в Новый Орлеан конца XVIII века, где пылкий молодой человек, потеряв жену и дочь, предается горю, пока некий красавец (Том Круз) не совращает его в вампиризм. 1994.
Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите, ** - если нечего делать, * - лучше погулять.