Приставы хотят новых полномочий

Фактически судебные приставы уже давно стали одной из силовых структур. До превращения их в полноценную спецслужбу (или, если угодно, правоохранительный орган) остается сделать еще один шаг: наделить приставов правами на оперативно-розыскную деятельность, как это предлагает министр юстиции Юрий Чайка. Но все же вопрос пока откладывается. Более того, службе судебных приставов приходится отстаивать свою целостность, потому что на нее претендуют и другие ветви власти. Точнее - другая.

Уже несколько лет в Государственной Думе лежит законопроект, согласно которому службу судебных приставов предлагается разделить надвое. Идея такая: судебные приставы-исполнители, которые исполняют решения судов, должны остаться при Минюсте РФ. А судебные приставы, чья задача - обеспечивать порядок в судебных заседаниях и охрану судов, по замыслу авторов законопроекта, перейдут в Судебный департамент при Верховном суде РФ.

Лоббируют эти предложения, как нетрудно догадаться, представители третьей власти. Основной их довод такой: суды охраняются плохо, судебные приставы несут службу только в рабочее время. А за безопасность самих судей вообще никто толком не отвечает. На помощь МВД или ФСБ в критических ситуациях судейские не сильно-то и рассчитывают. Поэтому и предлагают завести "своих" силовиков в лице судебных приставов.

Но этот законопроект уже давно лежит без движения, несмотря на то, что и председатель Верховного суда РФ, и председатель Совета судей регулярно напоминают о нем. Но винить в том одних законодателей вряд ли стоит, потому что далеко не все от них зависит. Будет политическое решение - примут закон, не будет - не примут. Вот вокруг этого решения и идут позиционные бои в недрах аппарата.

Официальная позиция Службы судебных приставов такова: предложение Судебного департамента прямо противоречит Конституции РФ и важнейшим положениям судебной реформы в Российской Федерации, а именно - принципу разделения власти. Такой закон может привести к тому, что в одном органе окажутся соединенными функции исполнительной и судебной власти.

- Я думаю, что ничего, кроме дополнительных затрат, эта мера не даст, - считает заместитель министра юстиции - главный судебный пристав РФ Аркадий Мельников. - Проблему надо решать кардинально, через выделение дополнительной штатной численности, с тем, чтобы снять все претензии судейского сообщества.

Сейчас по штату в России сорок пять тысяч судебных приставов. По мнению Министерства юстиции России, этого мало: требуется минимум сто тысяч. Правда и то, что даже существующие ныне вакансии заполняются с трудом по причинам, обычным для всех силовых структур: маленькие зарплаты, большие нагрузки. Но эти проблемы все-таки понемногу решаются.

Более того, судебные приставы считают, что само название их службы устарело и требуют нового. Минюст предлагал поменять названия "судебный пристав" и "Служба судебных приставов" на "государственный пристав" и "Служба государственных приставов". Но пока такого решения нет. А вот свое следствие уже имеется.

- Наша служба уже год является самостоятельным субъектом расследования преступлений по пяти составам Уголовного кодекса РФ, - говорит Аркадий Мельников. - Только за полгода Службой судебных приставов возбуждено около шестисот уголовных дел.

Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях "повесил" на Службу судебных приставов одиннадцать видов правонарушений. Теперь приходится заниматься и ими. В смысле - бороться с ними. Но для этого, уверяют приставы, у них мало полномочий.

- Сейчас судебные приставы, несущие службу в судах, лишены права проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, - сетует Главный судебный пристав РФ. - Нельзя приставам, даже при наличии достаточных оснований, производить личный досмотр. Пристав не вправе входить в жилые и иные помещения при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки в суд.

Сейчас, при получении службой статуса Федеральной и определении ее функций и полномочий, у судебных приставов появился шанс получить те права, о которых они давно говорят. Но с другой стороны, аппаратная война не закончена. Третья власть, отчаявшись отбить приставов-силовиков, подумывает о создании собственной службы безопасности, которая не только бы сторожила суды, но и стала бы подобием маршальской службы США (те же самые приставы, только дел у них побольше и власти - тоже). Если это получится, в России появятся две спецслужбы со схожими функциями: Служба судебных приставов и (условно говоря) Маршальская служба при Верховном суде. Но скептики уверяют, что в итоге ни суды охранять, ни исполнять их решения будет некому. Поэтому оптимисты надеются, что давний спор двух ветвей власти закончится миром.

Досье

Согласно поправкам в Закон "О судебных приставах", опубликованным в "РГ" 1 июля сего года, положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются президентом РФ. Кроме того, глава государства теперь будет назначать и, соответственно, освобождать от должности руководителя Федеральной службы судебных приставов, и определять порядок назначения самих судебных приставов. Министерство юстиции же будет осуществлять контроль и координацию деятельности, находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также принимать нормативные правовые акты, относящиеся к сфере деятельности этой службы.