06.07.2004 00:00
    Поделиться

    Социальный налог без поблажек

    Федеральное государственное предприятие обратилось в Высший арбитражный суд РФ с просьбой признать недействующими абзацы 36-го раздела "Порядок заполнения декларации (строки 0100-1100)" Инструкции по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (приложение N 2 к приказу МНС России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550 в редакции 24.12.2003), и абзаца 41-го раздела "Порядок, заполнения раздела 2"Расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (приложение N 2 к приказу МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-05/722), так как они противоречат статье 239 Налогового кодекса РФ. Высший арбитражный суд решил, что данные абзацы соответствуют статье 239 Налогового кодекса РФ.

    В чем же проблема? Дело все в том, что заявитель считает, что сумма налога, от уплаты которого налогоплательщик освобождается в силу статьи 239 Кодекса, должна исчисляться по ставке, указанной в статье 241 Кодекса (28 процентов), без ее уменьшения на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение расчетного периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

    До вступления в законную силу Федерального закона N 167-ФЗ единый социальный налог, исчисленный по ставке 28 процентов, в полном размере зачислялся в Пенсионный фонд Российской Федерации и предназначался на выплату пенсий. При этом налогоплательщики освобождались от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. Сумма налога, от уплаты которой освобождались налогоплательщики, также исчислялась по ставке 28 процентов.

    С принятием федеральных законов от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 31.12.2001 "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" единый социальный налог был модифицирован: произошло разграничение сумм, поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Федерального закона N 167-ФЗ, стала зачисляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 Кодекса, за вычетом исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.

    При этом Федеральным законом N 167 -ФЗ не предусмотрено применение в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование льгот по их уплате, как это предусмотрено для уплаты единого социального налога статьей 239 Налогового кодекса РФ. То есть теперь льготы, предусмотренные статьей 239 Кодекса, стали распространяться только на ту часть, которая зачисляется в федеральный бюджет в виде единого социального налога. Здесь надо отметить, что Пенсионный фонд РФ в письме от 13.05.2002 года N СД-09-27/4254 дал разъяснения, что организации инвалидов, перечисленные в статье 239 Налогового кодекса РФ, освобождаются от уплаты единого социального налога, но при этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают в полном объеме.

    Все это привело к тому, что объем предоставляемых льгот налогоплательщикам, указанным в статье 239 Налогового кодекса Российской Федерации, в абсолютном значении уменьшился на сумму страховых взносов, исчисленных с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение расчетного периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

    Поэтому фактически требования заявителя сводятся к увеличению льгот по единому социальному налогу или распространению этих льгот на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Между тем разрешение данного вопроса является прерогативой законодателя и не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти или арбитражных судов. В свое время законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием, и теперь только он вправе внести изменения в правовое регулирование порядка уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    Поделиться