Россия каждый год теряет около 1 миллиона человек из-за того, что смертность в стране превышает рождаемость. И эту данностъ принципиально изменить в ближайшие годы практически невозможно.
Может ли Россия рассчитывать на привлечение сколько-нибудь значимого числа переселенцев? Сегодня экономическое положение наиболее богатых русским населением стран СНГ и Балтии не просто стабилизировалось, но и стало быстро улучшаться (Казахстан, Украина, Беларусь, прибалтийские республики). По уровню жизни эти страны если не опережают Россию, то уже близки к этому. Важнейшим фактором закрепления русскоязычного населения в прибалтийских республиках, а также в Украине стало вхождение этих стран в общеевропейское пространство, сопровождающееся появлением невиданных ранее и пока нереальных для России возможностей (например, свободное перемещение без виз в западном направлении, трудоустройство, обучение). Известно, что западноевропейские страны, испытывающие серьезные проблемы в связи с непрекращающимся притоком мигрантов из стран третьего мира, вынуждены будут в качестве противовеса проявлять серьезную заинтересованность в привлечении на постоянное место жительства русских (русскоязычных), особенно имеющих мало-мальски серьезное образование. И этот процесс коснется не только стран СНГ, но и собственно Россию, которая может очень скоро стать миграционным резервуаром для Западной Европы.
В этих условиях рассчитывать на приток к нам сколько-нибудь значимого миграционного потока не приходится. Более того, в ближайшие годы может усилиться поток, идущий из России на Запад. Здесь не помогут никакие призывы к патриотизму. Положение усугубляется тем, что в сторону России формируются два миграционных потока. Это мусульманское население бывших (а ныне бедствующих) республик СССР - прежде всего Азербайджан и Таджикистан, а также китайцы.
И если будет допущено образование замкнутых национальных общин ("чайна-таунов"), то государство рискует потерять контроль над значительной частью экономических, социальных и политических процессов на собственной территории. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить целенаправленную политику по распылению вновь прибывающих мигрантов по всем социальным слоям и регионам России. Это можно сделать, например, через выдачу вида на жительство только в четко определенных местах с соответствующим контролем и наличием условий для экономической активности. Несоблюдение этого условия лишает возможности получения в перспективе полноценного гражданства со свободным выбором места постоянного проживания. Важнейшим инструментом может стать разрешение на въезд в страну только переселенцев, овладевших хотя бы основами русского языка.
Уже сейчас надо предпринимать энергичные меры по изменению отношения коренного населения к мигрантам. Не секрет, что у нас очень сильны настроения отторжения и неприязни к приезжим, даже если они являются этническими русскими. В этой связи самое серьезное внимание должно быть уделено воспитанию толерантности. Но соответствующая федеральная целевая программа вместо ее серьезного финансового и содержательного усиления предлагается к закрытию! В рамках развития системы образования нужно создавать льготные условия для доступа к обучению молодежи из числа мигрантов, а также учащихся из-за рубежа.
Но даже те простые меры, о которых я говорил, могут оказаться слишком сложными для реализации. Из-за этого, рассуждая рационально, наиболее вероятен вариант несущественного привлечения как соотечественников, так тем более "инородных" мигрантов. Но тогда "рабочая сила" России пойдет на убыль, а стареющее население, наоборот, будет расти, что принесет серьезные проблемы для экономического, социального и политического развития страны.
На этом фоне рассмотрим проблему удвоения ВВП.
За последние пять лет ежегодный прирост производства ВВП в расчете на одного занятого составил в среднем 2 процента. При сохранении этих темпов в оставшееся время до 2010 года возможно увеличить ВВП лишь на 19 процентов. Можно ли обеспечить удвоение производства ВВП только за счет роста производительности труда? При неизменном уровне занятости производство ВВП на одного занятого должно удвоиться и составить к 2010 году 9,5 тыс. долларов. Следовательно, ежегодный темп прироста этого показателя должен составить более 9 процентов. По силам ли нам это? Исследования показали, что у тех стран, которые по тем или иным характеристикам сходны с Россией, темпы роста производительности труда в конце XX века не превышали 5 процентов. При ежегодном приросте производительности труда на 5 процентов может быть обеспечен прирост ВВП к 2010 году только на 40 процентов. Остальной рост производства потребует увеличения численности занятых на 60 процентов и должен составить 103,5 млн. человек. Это превышает самый благоприятный вариант прогноза численности трудоспособного населения.
При сохранении показателей рождаемости и смертности на уровне 1999-2000 годов и нулевом значении чистой международной миграции в России к 2011 году может проживать, по прогнозу официальной статистики, от 128 до 133 млн. человек. По всем вариантам, ожидается резкое сокращение численности и доли населения в возрасте моложе трудоспособного, но даже и в этом случае доля населения в трудоспособном возрасте будет чуть выше 60 процентов (от 76,8 до 79,2 млн. человек). Насколько можно расширить границы экономически активного населения за счет младших и старших возрастов? Активность младших возрастов должна снижаться в связи с оттоком на учебу, без этого не может быть обеспечен технологический прогресс. Активность средних возрастных групп может повышаться в связи с ростом спроса на рабочую силу. Но определенный уровень занятости в домашнем хозяйстве и безработицы, безусловно, будет сохраняться. Рост активности старших возрастных групп возможен за счет повышения возраста выхода на пенсию. Но этих людей будет не так уж много, чтобы полностью решить проблему. Кроме того, большинство из них, к сожалению, не соответствуют требованиям внедрения новых технологий и повышения интенсивности труда. Но даже при самых благоприятных обстоятельствах число работоспособных людей в России вряд ли сможет превысить 65 млн. человек.
Таким образом, появляется и усиливается разрыв между потребностью в занятых для осуществления роста производства ВВП в два раза к 2010 году и численностью собственных трудовых ресурсов внутри страны. И этот разрыв, судя по всему, мы не сможем быстро закрыть за счет притока мигрантов извне. Что же делать? Работать на перспективу. И в самое ближайшее время разработать адекватную, стратегически выверенную программу действий по пополнению рабочей силы. Правда, результаты ее реализации могут стать заметными лишь к концу этого десятилетия. Но зато после 2010 года появится шанс на перелом негативных тенденций в развитии человеческого капитала, которые сложились сегодня в России. Тогда можно рассчитывать и на стабильно высокий ВВП.