07.07.2004 01:00
    Поделиться

    1000 лет татарскому селу

    Сколько лет одноименному селу на самом деле – никто сейчас точно сказать не может. Зато доподлинно известно, что в 1760 году в селе была разрушена мечеть, а всех местных мусульман в добровольно-принудительном порядке окрестил архиепископ Лука Канафеевич. Через четыре года с согласия Екатерины Второй в Шингальчах сельчане построили собственное медресе, и мусульманская вера там возродилась.

    В 1921 году в селе появился первый трактор. Чтобы пахать, к железному коню привязывали обычные деревянные плуги. Вслед за трактором следующим ярким событием в жизни села стало открытие в 1928 году клуба. В 31-м раскулачили и выгнали из села лучших плотников и кузнецов. Казалось бы, далекая Финская война в селе аукнулась – после нее многие татарские семьи ухали жить в Финляндию. В 70-м морозы погубили почти весь совхозный сад. В 2003-м в селе проложили газопровод.

    Сегодня Шингальчи – село так себе, 340 дворов, две тысячи жителей. Как и сотни себе подобных, село стремительно стареет, восемь из десяти его жителей – пожилые люди. Молодежь уезжает в нефтяной Нижнекамск. Единственный сельхозкооператив – почти банкрот. Нынче Шингальчи взбудоражены слухами о загадочных инвесторах, которые якобы претендуют на активы убыточного предприятия.

    Однако инвесторы – не единственное, что сейчас тревожит умы шингальчан. Недавно выяснилось, что уже через два года село может отметить свой 1000-летний юбилей. Правда, оснований для столь глобальных исторических выводов пока немного. По рассказам самих сельчан, рядом с Шингальчами есть могила, где якобы похоронена ханская дочка. А в книге историка Исхака Хамзина, изданной в 1902 году, упоминается, что в 1006 году хан по имени Шингальчи ходил по реке Зай к хану Волжской Булгарии присягать на верность. И стало быть, село Шингальчи вполне могло быть названо по имени того самого хана. К такому выводу пришел директор сельской школы, учитель истории Гусам Исламов.

    Подлинность этой версии могут подтвердить только археологические раскопки. До сих пор ими занимались воспитанники и педагоги Нижнекамского центра туризма. На днях специалисты института истории академии наук Татарстана приступили к изысканиям.

    Директор института истории академии наук РТ Рафаиль Хакимов далек от эйфории, которой как правило сопровождаются крупные научные открытия:

    – Я не против праздников. Но столь громкие заявления должны быть научно обоснованны. Действительно, с IX века начал интенсивно работать Великий Волжский путь и Северный пушной путь по Каме. Поэтому вдоль Камы и Волги появлялось немало городов – торговых факторий. Сначала возникали крепости, потом интенсивное развитие получала торговля. Вслед начиналось становление государства, появлялась система обороны. Так что одновременно с Казанью могли возникнуть, не ручаюсь сказать сколько, но десятки – это уж точно – разных поселений.

    Предстоящее тысячелетие Казани – серьезный повод для зависти всех районных глав. Такого количества программ и новых объектов, таких обильных финансовых вливаний  республика не знала очень давно. Может быть, именно поэтому вслед за Казанью свои исторические претензии озвучили Елабуга и Чистополь. А теперь вот еще и Нижнекамск. И историки не исключают, что на подобные изыскания может существовать и «политический заказ».

    – Но для того чтобы войти в перечень памятников ЮНЕСКО, нужно выдержать жесткие международные критерии. Одной  монеткой не обойдешься. Сохранившиеся стены или фундамент средневековой крепости – другое дело. Казань этот этап уже прошла. На очереди Елабуга, которая,  по мнению историков, тоже достойна звания памятника мировой истории. О возрасте Шингальчей говорить пока рано. Чтобы более или менее определиться с датой основания поселения, нужно провести там, как минимум, два-три сезона раскопок, – считает Хакимов.

    Что касается Елабуги, то, скорее всего, она действительно возникла одновременно с Казанью. Относительно недавно у историков появилось понятие пятого археологического слоя.

    – Это научное открытие нашей академии наук, – рассказывает Рафаиль Хакимов. – Пятому слою как минимум тысяча лет. Мы это уже доказали на примере Казани, Булгар и других городов. Как только находится этот слой – а в Елабуге он есть, сразу всплывает дата – тысяча. А вот в районе Челнов, Нижнекамска и Чистополя – там еще копать и копать…

    Впрочем, сами шингальчинцы почти не сомневаются в том, что версия учителя истории подтвердится. И уже строят планы – что необходимо сделать к празднику. Шингальчи, понятное дело, не Казань, запросы у сельчан скромные. В столице роют метро, в селе пока говорят о прокладке тротуаров у дороги и дренажной системы (местность здесь болотистая, и в дождливую пору целые участки дороги уходят под воду). Казань возводит самую большую мечеть в Европе – здесь подумывают о строительстве обычной мечети. Из других «грандиозных» планов сельсовета – строительство автобусных остановок и решение проблемы уличного освещения...

    P.S.  Археологи только приступили к работе, а учитель уже готовит к изданию свое историческое исследование на эту тему. В основе его летописи – документы Нижнекамского городского музея и рассказы стариков.

    Поделиться