Пошлины после вступления в ВТО

О новой стратегии и тактике правительства в области регулирования внешнеэкономической торговли рассказывает заместитель начальника Департамента торговых переговоров минэкономразвития, член межведомственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике Андрей Кушниренко.

На соревнование вызывается... "мерседес"

- Андрей Константинович, как известно, за пропуск в мировую торговлю на переговорах с Евросоюзом наша страна заплатила обещаниями снизить пошлины на импорт автомобилей и самолетов. Означает ли это, что все мы теперь пересядем на "вольво" и "ауди", а летать будем на "Боингах-720"?

- В ближайшие восемь лет нам это не грозит. Несмотря на давление со стороны членов ВТО, сегодня в авиастроительной отрасли, как и в автомобилестроительной, мы последовательно реализуем позицию поддержки российских производителей. Еще пять лет мы не будем сколько-нибудь заметно снижать ныне действующие довольно высокие пошлины (20-25 процентов) на ввоз в страну иностранных автомобилей, самолетов и вертолетов. При этом дадим отраслям дополнительный шанс посоревноваться в будущем с "мерседесами" и "Боингами", отменяя или частично снижая пошлины на ввоз в Россию оборудования и начинки для выпуска конкурентоспособной продукции. Но эти протекционистские меры, естественно, должны быть ограничены во времени. Поэтому начиная с 2010 года в течение трех-четырех лет ввозные пошлины на самолеты и автомобили будут снижаться до разумного уровня, постепенно приоткрывая российский рынок. Важно также подчеркнуть, что в течение всего этого периода не будет никаких индивидуальных льгот и скидок. В том числе и по самолетам.

- Какие еще отрасли правительство намерено защищать на внутреннем рынке с помощью высоких импортных пошлин?

- Те, которые имеют хороший производственный потенциал, но нуждаются во временной защите для адаптации к мировой конкуренции. Это производство кондитерских изделий, мясной продукции и, в частности, производство консервов, производство мебели, изделий из алюминия. Кроме того, на высоком 15-процентном уровне сохраняются пошлины на ввоз оборудования для энергетического хозяйства. Наши машиностроители успешно конкурируют на этом рынке с иностранной продукцией, но им трудно противостоять финансовой мощи транснациональных корпораций. Непросто выглядит вопрос с производителями сельскохозяйственной техники. Сегодня в правительстве весьма остро дискутируется вопрос, нужно ли их защищать с помощью таможенных тарифов или целесообразнее закупать современные трактора, комбайны и другую сельхозтехнику за границей, чтобы сделать конкурентоспособной конечную продукцию агропромышленного комплекса.

От "Зари" до "Восхода"

- Каковы же в целом будут тенденции современной таможенно-тарифной политики в отношении ввозных пошлин на иностранные товары?

- Как представляется, политика в этой сфере будет направлена на постепенное снижение импортных ставок пошлин, особенно там, где они избыточно высоки при сохранении дифференцированной защиты российских производителей, о чем мы говорили с вами выше. Один из примеров - это недавнее решение Комиссии о значительном сокращении (с 15-20 до 10 процентов) ввозных пошлин на цифровую аудио- и видеоаппаратуру. В самом деле, если сегодня у нас в стране не производится плазменных экранов и жидкокристаллических дисплеев, то зачем нам такие высокие защитные ставки.

Импортеры при этом получат стимул вывести эти товары из тени. Все больше предприятий, торгующих аудио- и видеоаппаратурой будут работать в условиях цивилизованного рынка, платить налоги в бюджет, компенсируя ими снижение ввозных пошлин. Правда, может быть, это и не вызовет автоматического уменьшения цен на модную цифровую технику для рядового потребителя. Вероятнее всего, телевизоры, плееры и музыкальные центры поначалу даже чуть-чуть подорожают. Но через некоторое время, по мере насыщения этими товарами внутреннего рынка и роста конкуренции, цены снизятся, что выгодно как для потребителей, так и для экономики.

Что касается импортной обуви, то здесь пошлины должны стать более гибкими. Почему? Судите сами: в России производится 37 миллионов пар обуви в год, официальный импорт немногим более 40 миллионов пар, в итоге получается около 80 миллионов пар обуви. А по данным официальной статистики, в год россияне покупают и изнашивают около 230 миллионов пар башмаков. Остальные 150 миллионов пар прибывают к нам либо контрабандой, либо по так называемому "серому импорту", когда таможенная стоимость заведомо занижается. Чтобы перекрыть эти лазейки, а также увеличить поступления налогов в бюджет, на часть обуви, преимущественно дорогих марок, можно, наверное, снизить пошлину до 10-15 процентов от заявленной стоимости (вместо сегодняшних 20 процентов), а на более дешевую заграничную обувь сделать фиксированную пошлину - примерно 1,5-2,5 евро за пару. Такое сочетание, по-видимому, как в интересах рядовых покупателей, так и производителей. Последние получат фору во времени с тем, чтобы улучшать качество своих изделий.

А поутру они проснулись

- Что в ближайшее время произойдет с экспортными пошлинами, которые, как известно, являются далеко не самыми эффективными инструментами во внешней торговле?

- Основная часть российского экспорта сегодня - энергоносители и сырье, то есть те товары, которые дают львиную долю доходов в бюджет. Так что в течение обозримого времени, 5-7 лет, в списке товаров, облагаемых экспортными пошлинами, останутся нефть, газ, основные виды нефтепродуктов, цветные металлы (никель и медь), лесопродукты. А также три-четыре вида товаров, при вывозе которых экспортные пошлины играют роль ограничителя. А то проснемся однажды, а в стране нет ни металлолома, ни ценных пород твердолиственной древесины - бука и дуба, ни кожевенного сырья - все вывезли за границу.

По остальным пошлинам, касающимся экспорта несырьевых товаров, правительство настроено решительно - их надо отменять. В ближайшее время может быть освобождена от дополнительной налоговой нагрузки такая экспортная продукция химического комплекса, как калийные удобрения и асбест. В лесной отрасли с 10 до 5 процентов снизятся экспортные ставки на вывоз лиственной целлюлозы. Общий список из 650 товаров, облагаемых ныне экспортной данью, к концу 2004 года похудеет примерно на 150 позиций. За счет отмены пошлин повышается рентабельность предприятий, у них появляются деньги для модернизации своих производств.

- Почему Комиссия начала с отмены импортных пошлин на ввоз оборудования для целлюлозо-бумажной, мебельной, легкой и текстильной промышленности?

- Снижая или отменяя пошлины на ввоз из-за границы высокоэффективного оборудования, которое у нас в стране не выпускается, мы стимулируем развитие соответствующих отраслей и производств в России, делая их более конкурентоспособными. Почему начали именно с этих отраслей? Они уже давно обращаются в правительство с просьбой помочь в переоснащении своих производств импортным оборудованием. Они наиболее аргументированно доказали свою позицию, прошли через сито многочисленных согласований и проверок. Поэтому и получили добро на устранение серьезного 5-процентного тарифно-таможенного барьера.

Например, сегодня практически вся мебель - от кухонных табуреток до спальных гарнитуров - производится в мире из древесноволокнистых плит. Мебельные плиты хорошего качества, например, в Германии стоят 80 долларов за 1 кв. м, а у нас 120-130 долларов. Их себестоимость в России могла быть ниже, если бы наши мебельщики имели соответствующее оборудование. Пойдя им навстречу и отменив ввозные пошлины на станки, фурнитуру, комплектующие, мы получим не только конкурентный товар на внутреннем рынке, но станем экспортировать мебель в страны ближнего зарубежья.

Кстати, вопрос о снижении таможенного бремени по приобретению оборудования для других отраслей всегда открыт. Милости просим.

- США не раз выступали с предложением к 2015 году устранить все пошлины на торговлю промышленными товарами в рамках ВТО. По расчетам американцев, реализация их инициативы приведет к глобальному экономическому росту в объеме 830 миллиардов долларов или к увеличению доходов на душу населения планеты в среднем на 2,5 процента. Как вы относитесь к этой идее?

- Эту идею в адрес всех членов ВТО американцы, кстати, высказывают довольно давно. Но, во-первых, нам надо понять, на каких условиях мы вступим в ВТО, а затем уже обсуждать это предложение как общий вектор либерализации мирового торгового рынка. Если же слепо следовать идее снижения пошлин к определенной дате, то у нас просто может не остаться производств, которые будут платить рабочим зарплату, а значит, у людей не будет денег, чтобы покупать импортные промышленные товары. Конечно, необходимо думать о полной отмене тарифных барьеров на границах, как о долгосрочной цели, но прежде всего к этому надо очень серьезно готовиться.