- Когда-то в России говорили, что безоговорочным авторитетом в народе пользуются три человека: священник, врач и учитель. Не секрет, что сегодня пьедестал под учителем зашатался. Одна из главных причин - лавина информации, за которой сложно уследить. А дети впитывают ее как губки. Как педагогам поспевать за стремительно меняющейся жизнью?
- Это очень серьезная проблема. Особенно если учесть, что образование по самой своей природе консервативно. Но сама жизнь подталкивает учителей взглянуть на многое по-иному. Чтобы соответствовать времени, надо осваивать новые специальности, входить, говоря образно, вглубь своего предмета. Важно, что сегодня учитель может строить свои уроки не по накатанной колее, не по указке сверху, а "творить" их по велению души. Вариативность школы - одно из наших несомненных достижений последних десятилетий, от которого нельзя отказываться.
- Сейчас в школьной программе появилось много новых предметов. А на очереди еще один - история мировых религий. Но академик Александр Чубарьян заметил: знаний нынешнего выпускника педуниверситета явно недостаточно, чтобы вести такой урок.
- По благословению Патриарха Московского и всея Руси в МПГУ введена история русской православной культуры. Эти курсы читают на историческом и филологическом факультетах. Патриарх является почетным профессором нашего университета.
- По экспертным оценкам, сегодня идет учить детей менее 20 процентов выпускников. Цифра, прямо скажем, удручает...
- Она очень спорная. Зависит от того, кто и как считает. Например, у нас 800 студентов-старшекурсников работают в школе. Когда они приходят туда после окончания вуза, то не учитываются статистикой как "молодые специалисты". То же самое происходит и с учителями негосударственных школ - они тоже выпадают из статистических данных.
И вообще тем, кто огульно обвиняет педвузы, что их питомцы идут куда угодно, только не в школы, следовало бы глубже разобраться в этом вопросе. Картина здесь довольно пестрая. Например, многое зависит от факультета. Так, закончившие дошкольное отделение почти все идут учительствовать, а вот филологи и историки - лишь на 50 процентов. Вы удивитесь, но подавляющее большинство химиков приходят в школу. В то же время, почти все выпускники иняза и других "дефицитных" специальностей находят работу "на стороне".
Уверен, немногие знают, что, например, более 80 процентов закончивших Волгоградский педуниверситет работают по специальности, причем на самом "узком" в нынешней педагогике участке - в сельской школе. Значит, кое-что зависит и от самого вуза, и от позиции губернатора, который создает условия для учителей.
- Нужно ли, по-вашему, вернуться к системе распределения, что сегодня, кстати, предлагается многими специалистами?
- В советское время властвовало жесткое госраспределение, и 95 процентов выпускников педвузов становились учителями. Но сейчас вернуть это будет непросто. Да, может быть, и не надо. Есть предложение приравнять работу учителя к альтернативной службе в армии. Я - за, но не уверен, что минобороны на это пойдет. Но даже если вдруг это случится, то неизбежно возникнут новые проблемы. Ведь мужчина должен быть хозяином в семье, а значит, соответственно зарабатывать. В школе же платят копейки. Даже в богатой Москве начинающий учитель без надбавок получает всего тысячу рублей. Предлагают также аттестовывать молодежь сразу по высшему разряду. Но пока это лишь прожекты...
- Мы встречаемся перед приемными экзаменами. Сколько студентов вы примете в этом году? Какой будет конкурс?
- Мы принимаем 2 тысячи студентов на 18 факультетов, которые обучают по 63 специальностям. У нас самый большой набор после МГУ и МГТУ. И с каждым годом заявлений все больше. Самый популярный факультет - иняз, где в прошлом году было 17 человек на место. Большой конкурс на филфак - 7 человек, 9 - на факультете педагогики и психологии. На славянскую и западно-европейскую филологию конкурс тоже приличный. Самый маленький у физиков - 1,2 человека на место. Но даже там есть платное отделение. Всего же в вузе на коммерческой основе учатся 30 процентов студентов.
Оплата - от тысячи до 2,5 тысяч долларов в год. На инязе - самая высокая. И хотя себестоимость нашего обучения - не ниже 2 тысяч, мы пока не собираемся поднимать цену.
В этом году впервые будем принимать студентов по результатам ЕГЭ. Дело это для нас новое, хотя имеем самое непосредственное к нему отношение: центр тестирования, который обрабатывает его результаты, вышел из недр нашего университета. Правда, эксперимент с ЕГЭ в том виде, в котором он сейчас проводится, на наш взгляд, требует доработки. Считаем, что эта форма должна сочетаться с традиционными экзаменами.
- Сохраняете ли вы свои связи со школами, которые поставляют вам студентов?
- Да. К примеру, при университете аккредитованы 24 школы, где выпускные экзамены приравнены к вступительным в вуз. Но эту практику для всех вузов в прошлом году министерство отменило. Я был с этим не согласен. Что плохого, если после окончания университета ребята придут учительствовать в свои же родные школы? Хорошо, что в свое время был решен вопрос о том, что совмещенные экзамены нам все же оставят.
- Многие региональные педвузы стремятся поднять свой статус, став классическими университетами. Не потеряем ли мы в конце концов наше педагогическое образование?
- Тенденция тревожная. Уже сейчас из 105 педвузов в России осталось всего 79. Университетами стали, к примеру, Астраханский, Брянский, Ставропольский, Орловский, Новгородский педвузы.
Причин здесь несколько. Скажем, на Западе вообще нет педагогических институтов, учителей там готовят в классических университетах. И некоторые наши учебные заведения стремятся перенимать западный опыт. Свою роль играют и амбиции: кое-кому из губернаторов куда престижней иметь у себя не просто "пед", а "классику".
- А как вы относитесь к идее субсидий на обучение, которые потом надо "отработать" в школе в течение трех лет?
- А где для этого законодательная база? На что мы, ректоры, будем опираться, вводя у себя такую систему? Повторю еще раз: будут платить педагогу достойную зарплату, и выпускники охотно пойдут учить детей. Ведь это прекрасная творческая работа, огромное поле для самореализации.