В прошлую пятницу депутаты большинством голосов поддержали правительственный законопроект о монетизации льгот. Помимо больной темы пересчета натуральных льгот в деньги законопроект содержит также массу поправок примерно в полторы сотни действующих законов и отменяет еще добрых четыре десятка. Суть всех перемен одна: четко указать, из какого источника - федерального или регионального - финансируется та или иная статья расходов, при этом многие направления радикально урезаются или просто ликвидируются. Тем не менее какую-то часть старой системы социальной защиты законотворцы надеются сохранить, основательно откорректировав законопроект. Перечень принципиальных поправок депутаты зафиксировали в своем постановлении. О том, в каких основных направлениях будет идти работа при подготовке закона ко второму чтению, "РГ" рассказал председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев.
О зарплате бюджетников
Депутаты согласились с предложением правительства окончательно завершить реформу по разграничению полномочий между Центром и регионами. Например, вопрос о зарплатах бюджетников правительство предлагает решить на каждом уровне самостоятельно для работников федеральных учреждений на федеральном уровне, для находящихся в подчинении субъектов Федерации - на уровне регионального законодательства, для муниципалов - на уровне муниципальной власти.
Тем не менее с правительством достигнута предварительная договоренность, и это зафиксировано в постановлении Госдумы, что в Трудовом кодексе сохранено будет понятие минимального размера оплаты труда, а также норма об этапном его приближении к прожиточному минимуму. Таким образом, устанавливать МРОТ в регионах ниже федерального уровня будет невозможно.
Для того, чтобы в субъектах нельзя было сэкономить на зарплате, отменив ранее назначенные доплаты и надбавки (например, надбавка учителя составляет сейчас 25 процентов от зарплаты), предусматривается, что в законе появится статья, по которой зарплата любого бюджетника с 2005 года не может быть меньше, чем он получал со всеми доплатами на 31 декабря 2004 года.
Теперь о дальнейшем регулировании зарплаты. Единая тарифная сетка, по сути, отменяется. Но мы считаем, что единые федеральные стандарты оплаты труда бюджетников должны быть сохранены. В какой форме? Сейчас это обсуждается. Например, предлагается уполномочить Российскую трехстороннюю комиссию ежегодно принимать единые рекомендации по системе оплаты труда бюджетников на федеральном, региональном и местном уровнях.
О социальном пакете
Самый разумный выход из ситуации с заменой льгот - дать людям право выбора: оставить себе льготы или заменить их денежной компенсацией. Сделано это будет через введение социального пакета (о чем будет сделана специальная запись в законе), сохраняющего самые значимые натуральные преференции. В пакет стоимостью 440 рублей в месяц войдет именной проездной билет (из расчета 40 рублей), имея который можно будет ездить пригородными электричками в любом городе страны. Остальные 400 рублей предназначены для оплаты карточки дополнительного медицинского страхования, которая даст возможность неограниченно бесплатно получать лекарства, назначенные врачом, а также периодически пользоваться санаторным лечением, включая льготный проезд. Сейчас продолжается полемика с Правительством по поводу права выбора. Есть опасность не успеть до 2005 года принять и обработать заявления от граждан. Поэтому правительство предлагает с 2005 года предоставить пакет всем (тем более что очень многие выступали за сохранение натуральных льгот), а начиная с 2006 года обеспечить право при желании заменить соцпакет его денежным эквивалентом.
Относительно стоимости пакета есть определенные сомнения, например, справится ли правительство с предоставлением лекарств и санаторных путевок всем желающим. По данным, представленным министром здравоохранения и социального развития Михаилом Зурабовым, сегодня ежегодно правом санаторного лечения пользуются 720 тысяч льготников. После введения соцпакета путевками будут обеспечены не менее 1 млн. 200 тысяч человек. Тем не менее депутаты настаивают, чтобы правительство подготовило ко второму чтению более детальные расчеты.
О монетизации и доходах
Сумма выплат, компенсирующих отмену льгот, как и пенсии, не будет облагаться подоходным налогом. Кроме того, она должна исключаться при расчете среднедушевого дохода семьи, определяемого для получения субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг.
О самых заслуженных
Правительству предложено исключить из законопроекта о монетизации статьи, касающиеся Героев Советского Союза, России и Соцтруда, кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы. Вопрос с этими наиболее отличившимися перед Отечеством ветеранами предстоит решить отдельно, подготовив к осени законопроект об их статусе и поддержке.
Еще несколько условий к авторам законопроекта депутаты выдвигают в менее жесткой форме, предлагая "рассмотреть возможность" решения некоторых вопросов. Впрочем, многие из них ничуть не менее социально значимы, чем пресловутая монетизация.
О детях
Нужно сохранить ежемесячное пособие на ребенка в перечне государственных пособий, финансируя эти выплаты на федеральном уровне (в законопроекте "детские деньги" с 2005 года обязаны выплачивать региональные бюджеты). Предлагается также увеличить размер ежемесячной денежной выплаты детям-инвалидам. Третий пункт: сохранить государственные гарантии прав детей-сирот, которые они имеют сегодня при получении образования и, главное, не лишать их помощи государства в получении жилья.
О ветеранах труда
Финансирование их льгот либо выплата денежной компенсации в соответствии с законопроектом ложатся на плечи регионов. Депутаты предлагают разработать механизм, по которому для этой очень многочисленной категории граждан также был доступен социальный пакет, аналогичный тому, что предлагается для "федеральных" льготников.
О репрессированных
Люди, пострадавшие от политических репрессий, включены в законопроекте в перечень категорий, социальную поддержку которых финансируют регионы. Но урон этим людям нанесло государство, поэтому логичнее, чтобы и денежную компенсацию они получали за счет федерального источника.
Буквально сегодня-завтра в Госдуме будет сформирована рабочая группа из представителей правительства и всех фракций по доработке закона. Времени совсем немного. Второе чтение запланировано на начало августа.