Регионы заставят брать налог на землю

Правительство сделало ставку на землю - отныне именно она должна обеспечивать львиную долю доходов местных бюджетов. Вопрос ставится так: или к 1 января 2006 года регионы научатся брать налог на землю по-новому, или они останутся вообще без денег.

 

 

Но все упирается в земельный кадастр, то есть в перечень всех земельных участков России. Его нет, а значит, нет и налоговой базы. Кадастр делали ни шатко ни валко последние лет десять и так толком и не доделали. Минфин финансирует кадастровую работу лишь на 25 процентов от того "прожиточного минимума", который сам же и назначил. Вчера бывший Росземкадастр, преобразованный в Федеральное агентство, собрал представителей "переписчиков" со всех регионов, пригласил первых лиц из минэкономразвития и минфина (жаль, министр Герман Греф так и не смог приехать) и обнародовал стратегическую задачу: к маю 2005 года земельный кадастр должен быть. Впрочем, "подкормить курицу", от которой ждут "золотого яичка", кажется, никто не собирается. Руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости г-н Мишустин возлагает надежды на местные бюджеты. Но тут же журит сотрудников за то, что они собрали с землевладельцев "за копирование документов" всего 90 миллионов рублей, или 10 тысяч на одного "переписчика", тогда как реально работа одного "численника" обходится примерно в 94 тысячи рублей в год. Последняя надежда - на международные гранты. Переписывать Россию за иностранные деньги - это, конечно, горько. Однако заместитель министра экономического развития и торговли Сергей Шаталов ставит задачу четко: кадастр должен стать самоокупаемым. То, что в перспективе он окупит себя раз двести пятьдесят, никто не сомневается. А что будет "здесь и сейчас"?

Торопимся? Не впервой. Помните, в ритме "давай-давай" принимали Земельный кодекс, а потом закон об обороте сельхозземель? Но еще не успевали просохнуть чернила, начиналась другая песнь: "недоработали, давайте вносить поправки". Сейчас торопит земельщиков новая глава Налогового кодекса, в котором толкуется о налоге на землю. Ее в пятницу в первом чтении будет рассматривать Дума.

Чиновники минфина употребили все свое обаяние, чтобы встроиться в парламентский регламент и успеть провести первое чтение до думских каникул. В Думу приезжал Александр Иванеев (Минфин РФ), который рисовал заманчивый алгоритм: в начале осенней сессии принимаем документ окончательно, "прогоняем" через Совет Федерации и подписываем у президента до 1 декабря. Тогда, по мысли минфина, регионы, в которых кадастр уже готов, смогут запустить новый порядок налогообложения земли уже с 1 января 2005 года, став таким образом "пилотами-испытателями". Впрочем, по признанию замминистра финансов Сергея Шаталова, таковых будет от силы 3-4, а из конкретных он смог назвать только Астраханскую область. Видимо, это и есть реальная степень готовности земельного кадастра страны.

Что же это за новый порядок? Если сегодня земельный налог - это просто фиксированная ставка, завязанная на физическую площадь участка, то теперь будут брать не сумму, а процент от так называемой налоговой базы, которая, в свою очередь, вычисляется на основе кадастровой стоимости земли. Соответственно, если земля у вас дорогая, вы будете платить гораздо больше, чем тот, у кого земли столько же, как и у вас, но она дешевая. Пока известно, что для сельскохозяйственных земель, на которых расположены личные подсобные хозяйства, а также земель, занятых жилыми постройками, максимальная ставка налога не будет превышать 0,3 процента от цены этого имущества. Все прочие земли, в том числе городские, облагаются по ставке не более 1,5 процента. Субъектам Федерации дано неограниченное право понижать эти проценты вплоть до чисто символических сумм.

Итак, то, что платить придется больше, на интуитивном уровне понятно. Но насколько больше? Простой вопрос, а ответа нет. Карты раскрыл только руководитель комитета землеустройства Саратовской области Николай Владимиров, который заявил, что налог поднимется примерно в два раза. Но, отвечая на наш прямой вопрос, Сергей Шаталов, по сути, не подтвердил эту оценку. Все зависит от региона, сказал он. По его словам, переходя к другой налоговой базе, минфин резко снижает налоговые ставки. И в реальности, заявил этот чиновник, у некоторых землевладельцев сумма налоговых платежей может даже сократиться. Но конкретной цифры он все равно не назвал.

Зато есть другие цифры. Как заявил г-н Иванеев, если бы регионы ввели новый налог уже с 2005 года, земельные платежи в стране выросли бы в полтора раза, достигнув 64-65 миллиардов рублей. Похоже, тактика введения налогового новшества заключается в том, чтобы принять налоговый алгоритм до того, как закончится оценка земли, то есть не называя конкретных цифр налоговой нагрузки. А когда алгоритм примут и с ним уже не поспоришь, тут-то и всплывут реальные рубли.

Столь же очевидно и то, что на деле налоговое бремя возрастет не только на "богатых". Показательна ситуация с льготниками. Сегодня льготной ставкой земельного налога, а то и вовсе его отсутствием, наслаждаются Герои Советского Союза и России, участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, а также чернобыльцы. Льготы у них останутся, но в урезанном виде. Теперь они смогут всего лишь уменьшить налоговую базу (стоимость) одного-единственного участка земли на 10 тысяч рублей и платить налог по той же ставке, что и все, но с меньшей суммы. Если у Героя два участка, ему придется выбирать, какой будет льготным.

Но если бы все упиралось только в кадастр. Есть не менее системные проблемы, главная из которых - заявленный еще несколько лет назад курс на отмену и чисто земельных, и чисто имущественных платежей. Государство, говорят его идеологи, должно брать налог с цельного имущественного комплекса. Вчера Сергей Шаталов признал, что не получается. "За четыре годы налоговой реформы так и не удалось сформировать систему налогообложения объектов недвижимости как единого комплекса", - сказал он. По его словам, новый земельный налог - это первый шаг к интеграции, а его слияние с имущественными налогами станет вторым шагом. "Но в 2006 году мы эту задачу не решим", - признал высокопоставленный чиновник.

Да и ключевая позиция, заявленная еще в Земельном кодексе, - выкуп промышленными предприятиями земли под собой - похоже, остается подвешенной. Напомним, что в свое время предприниматели через РСПП объявили прописанный в Земельном кодексе порядок "неподъемным", и в итоге пришлось эту норму "заморозить", а право постоянного бессрочного пользования землей оставить в силе до 1 января 2006 года. Как говорит Сергей Шаталов, сегодня ситуация такова, что как бы не пришлось продлить мораторий и далее, что, конечно, вконец искорежит рынок.

Как отметил Шаталов, именно умением брать плату за ресурсы развитые страны отличаются от развивающихся. Но, наверное, отличие и в другом. В развитых странах есть с кого брать и есть кому брать. В России пока и с тем, и с другим напряженно.