Известная пословица "Курица не птица, а Болгария не заграница" за несколько последних лет полностью перестала соответствовать действительности. Весной этого года болгар приняли в НАТО. К тому же на завершающей стадии находятся переговоры по их присоединению к ЕС. Хотя от президента Болгарии зависит не так много (в стране действует парламентская система управления), социалист Пырванов, публично не критикуя переговоры болгарского правительства с западными странами, продолжает убеждать своих граждан хоть иногда поглядывать на Восток.
Последние два года у Пырванова было два основных повода напомнить болгарам о России.
В прошлом году отмечали 125-летие освобождения Болгарии от османского ига в ходе Русско-турецкой войны.
Несмотря на скептическое отношение к этой дате многих современных болгарских политологов и историков, которые продолжают считать, что советское "иго" было ничем не лучше турецкого, праздник все же удался. Пригласили Владимира Путина. Вместе с Пырвановым на вертолетах они летали на заснеженную Шипку - один из символов победы российской армии над турецким войском. На этот раз президент Болгарии прибыл в Москву с официальным визитом для участия в торжествах по случаю 125-летия установления дипотношений с Россией.
Российское руководство еще в конце 90-х годов практически перестало пытаться политическими средствами сохранить свое влияние в этой балканской стране. Переняв опыт западных государств (прежде всего США), Москва сконцентрировала свое внимание на экономической составляющей двустороннего сотрудничества. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны мировых бизнес-грандов из Германии, Франции, Великобритании и США, российским компаниям все же удалось застолбиться на болгарском рынке."ЛУКОЙЛ" выкупил самый большой в Болгарии нефтеперерабатывающий завод и создал разветвленную сеть заправочных станций. Инвестиции российской компании в эту страну уже приближаются к 0,5 миллиарда долларов. "Газпром" после продолжавшейся несколько лет бескомпромиссной борьбы с "Булгаргазом" остался фактически единственным поставщиком природного газа в Болгарию. Российские специалисты продолжают помогать в обслуживании болгарской АЭС в Козлодуе.
Загвоздка заключается в том, что практически то же самое об успехах российского бизнеса на болгарском рынке можно было написать еще пять лет назад. Остальные проекты годами остаются на стадии согласования. Уже лет десять болгарские политики говорят о том, что для них прокладка нефтепровода "Бургас - Александруполис" имеет приоритетное значение. Ни одного метра трубы в землю так и не положили до сих пор. Столько же лет идут переговоры о развитии военно-технического сотрудничества. Российский военно-промышленный комплекс заинтересован в совместном производстве боеприпасов и средств ближнего боя. К тому же Болгарии необходимо модернизировать оставшуюся со времен Варшавского Договора боевую технику советского производства. Для закупки нового натовского вооружения у болгар просто нет денег. И опять дальше консультаций на экспертном уровне и поставок запчастей из России в счет долга бывшего СССР перед Болгарией переговоры не сдвинулись. Сравнительно недавно российский бизнес заинтересовался приватизацией объектов болгарской энергетики. Но и тут ни одного документа подписано пока не было.
От Болгарии Россия продолжает ждать конкретных решений. Однако Георгий Пырванов в состоянии лишь, как говорится на дипломатическом языке, придать новый импульс. Вчера в Москве он продолжал говорить об общих славянских корнях, позитивных тенденциях и активизации культурных связей. После переговоров в Кремле все же было подписано пять документов, но ни один из них не относился к экономической сфере двусторонних отношений. Свои отношения на уровне соглашений урегулировали высшие арбитражные и верховные суды, а также кинематографисты. Пырванов, правда, сообщил, что считает российские энергетические компании "достойными участниками предстоящих тендеров", но тут же добавил, что в конечном счете все будет зависеть от болгарского правительства. К этому Владимир Путин лишь добавил, что "если российским компаниям будут созданы не привилегированные, а равные условия, то я уверен, что инвестиции из России возрастут".