08.07.2004 01:20
    Поделиться

    Зарплаты бюджетников определят регионы

    С будущего года каждый регион вправе самостоятельно регулировать оплату труда бюджетников

    Такую самостоятельность регионы получают в результате реформы по разграничению бюджетных полномочий. В прошлом году в рамках этой реформы были приняты федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". А на прошлой неделе прошел первое чтение закон по монетизации льгот, который в числе прочих нововведений содержит и статьи, касающиеся оплаты труда в бюджетной сфере.

    Таким образом, уже совсем скоро органы власти в регионах смогут быть самостоятельными в выборе системы оплаты труда бюджетников. Причем если часть из них будет по старинке придерживаться единой тарифной сетки, то другие вполне могут перейти и на иные системы оплаты труда.

    За громкой, бурной дискуссией, касающейся замены льгот денежными выплатами, вопрос о зарплатах оказался в тени, хотя он не менее важен и так же, как и монетизация, напрямую касается миллионов.

    Какие изменения могут произойти с зарплатами бюджетников, спросили мы у Игоря Ильина, начальника управления оплаты, нормирования и производительности труда Минтруда РФ.

    - Действительно, закон о тарифной ставке первого разряда единой тарифной сетки будет с будущего года действовать лишь для федеральных организаций. Финансово обеспечивать учреждения уровня субъекта Федерации придется самому субъекту. Здесь есть свои плюсы и минусы.

    Кроме приобретенных регионами полномочий, у них появится дополнительная ответственность по оплате труда бюджетников. И это будет серьезным испытанием для 71 дотационного региона страны.

    Если, скажем, бюджеты Москвы, Московской области и других регионов-доноров без проблем выдержат выплаты зарплат учителям, врачам, социальным работникам, то этого не скажешь о депрессивных территориях.

    Не исключено, что там может измениться не только уровень оплаты труда, но и сама система определения зарплаты. Дело в том, что существующая сегодня единая тарифная сетка - не просто таблица с 18 ставками окладов и разрядов. В систему оплаты труда входит также целый ряд так называемых тарифных условий, прописанных в многочисленных нормативных документах, - это, например, квалификационные требования к тем или иным работникам, определение разряда оплаты труда и так далее.

    Мало кто пока задумывается над тем, какие проблемы могут возникнуть у многих работающих в следующем году, если самостоятельность регионов выйдет за рамки разумного. Элементарный пример: представьте себе, предположим, учителя, надумавшего переехать в соседний регион. Сегодня с устройством на работу на новом месте обычно никаких проблем не возникает - например, не требуется подтверждения уровня квалификации. При оформлении учитывается тот разряд, который записан в трудовой книжке. Конечно, заработок того же учителя может в разных регионах различаться - влияют доплаты, которые каждый субъект вправе устанавливать самостоятельно. Но основной оклад одинаков - будь то в Омске, Калининграде или в Москве.

    При новых условиях каждый субъект начнет сам для себя определять квалификацию работников бюджетной сферы. И тогда тот же учитель при переезде в другой регион вынужден будет поинтересоваться: не придется ли пересдавать экзамен или проходить внеочередную аттестацию для определения или подтверждения своего уровня квалификации, и, во-вторых, каков установленный уровень оплаты труда?

    Все это, по мнению специалистов, может существенно осложнить жизнь не только работникам, но и работодателям, и по большому счету создать помехи единому экономическому, образовательному, медицинскому пространству.

    И что удивительно, при этом складывается интересная ситуация: мы боремся за признание наших вузовских дипломов в Европе и мире, в то же время напрочь забывая о признании единой квалификации собственных специалистов на территории своей страны.

    Правда, "нестыковки" в готовящейся реформе были замечены не только независимыми экспертами. При обсуждении законопроекта о монетизации льгот "всплыла" и тема бюджетников. И хотя законопроект депутаты большинством поддержали в первом чтении, в специальном постановлении Думы говорится о поправках, которые необходимо внести в закон, прежде чем принять его окончательно. Во-первых, законодатели посчитали, что рано лишать работающих минимальных государственных гарантий, которые они имеют благодаря тому, что понятие минимального размера оплаты труда зафиксировано в федеральном законодательстве - Трудовом кодексе. Понятие МРОТ, как и норма о постепенном его приближении к величине прожиточного минимума, из ТК изыматься не будет. Во-вторых, правительству предлагается зафиксировать в законе невозможность снижения размера зарплаты бюджетников в регионах, включая надбавки и доплаты, ниже уровня, зафиксированного на 31 декабря 2004 года. Кроме того вопрос о "состыковке" требований к квалификации работников в разных регионах можно решить с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - принимая ежегодно единые рекомендации по системе оплаты труда работников бюджетной сферы на федеральном, региональном и местном уровне.

    Ситуация прояснится примерно через месяц, когда станет ясно, какие поправки из рекомендованных законодателями будут внесены в законопроект ко второму чтению. Запланировано оно, как известно, на начало августа.

    Поделиться