Вчера Уральский оружейный салон прошел под грохот танков, самоходных орудий и вспышки ракетных пусков. Израильские оружейники, экспозиция которых пользуется повышенным вниманием, продемонстрировали стрельбу из автоматов собственного производства. Судя по всему, своим показом израильтяне остались довольны. Огневые возможности и удивительные ходовые качества демонстрировала отечественная бронетехника. Даже на весьма представительную военно-промышленную делегацию США натуральная игра в войну произвела сильное впечатление. Похоже, были удовлетворены и китайские специалисты, которых на выставке в Нижнем Тагиле особенно много. Пекин в немалой степени делает ставку на российское оружие, которое на выставке "Рашн Экспо Армс-2004" лишний раз подтвердило свои превосходные качества.
Впрочем, танки - это не только броня и огневая мощь, это еще и средоточие высочайшего интеллекта. Лучше всего об этом говорит более чем полувековой опыт ВНИИ транспортного машиностроения - ведущего центра танкостроения. Институт был образован 55 лет назад в Ленинграде, на базе Кировского завода. Вскоре выяснилось, что идеологи танкостроения способны практически решать не только приземленные и чисто боевые задачи, но и космические.
Танковый НИИ стал мировым научным центром на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов, когда им руководил Василий Степанович Старовойтов - отец Галины Старовойтовой. В 1963 году состоялась встреча Сергея Королева и Василия Старовойтова, на которой произошло своеобразное обручение танкистов и работников космических отраслей. Надо сказать, что встреча шла в обстановке повышенной секретности.
Почему генеральный по космосу обратился к разработчикам танков за технической помощью? Наверное, потому, что создателям боевых гусеничных машин приходится решать задачи, пожалуй, более сложные, чем, предположим, авиастроителям. Вот лишь часть того, что приходится учитывать в своих расчетах создателям тяжелой бронетехники: откат танковой пушки при выстреле - 110 тонн, давление в пушке при выстреле - семь тысяч, а уж какие перегрузки выдерживает танковая подвеска при прыжках сорокатонной машины, летящей со скоростью легкового автомобиля, - выходит за пределы понимания. Именно способность танкостроителей создавать уникальные подвески и привлекла Королева.
17 ноября 1970 года советский "Луноход-1" стал первым в истории человечества транспортным средством, доставленным на наш естественный спутник и проработавшим там десять с половиной месяцев, - это знают все. А вот то, что шасси космического вездехода спроектировали на базе подвески советских танков, известно лишь специалистам.
В дальнейшем танковые ноу-хау использовались для создания оборудования по изучению грунта Венеры станциями "Венера-13", "Венера-14", "Вега". Именно танкостроители спроектировали космические аппараты для поверхностного изучения далеких планет с нетрадиционным способом передвижения, создали целую гамму бортового оборудования для орбитальных космических станций и межпланетных космических аппаратов. Очень активно они работали по проекту "Буран".
А настоящей сенсацией стало мировое признание того, что в космосе лучше всего работают российские стабилизаторы... танковых пушек.
На базе систем, применяемых для стабилизации и наведения танковых орудийных стволов, откат которых, стоит напомнить, превышает 100 тонн, были созданы трехосные стабилизированные платформы научного комплекса "Аргус" для международной программы "Марс-96", платформа точного наведения "Ориентатор" для орбитальной станции "Мир", а сейчас разрабатывается двухосная поворотная платформа для российского сегмента МКС.
По заказу зарубежных космических центров питерские танкостроители разработали оригинальную конструкцию марсохода с изменяемой геометрией самоходного шасси, подвижной пенетрометр по исследованию марсианского грунта, приводные механизмы для огромных антенн космических аппаратов. Российские танкисты готовы к мирному броску своих уникальных и абсолютно мирных машин на Марс.