- В стране идет процесс, который многие, да почти все, называют "банковским кризисом". Банки, даже из числа самых надежных (если верить рейтингам), падают. Это - кризис? Если да, кто его спровоцировал?
- Банковская сфера - очень чувствительная для народа, и по опыту других стран мы знаем, что банковские кризисы возникали зачастую по самым пустячным поводам и напоминали эпидемию. Ведь этот бизнес держится на доверии, и, если вкладчику что-то вдруг в том или ином банке не нравится, он начинает свои деньги судорожно "спасать". Если такие настроения принимают массовый характер - происходит обвал, который взрывает всю банковскую систему, и под обломками гибнут и абсолютно надежные банки.
Так вот, нет объективных поводов для того, чтобы говорить о кризисе банковской системы в России. ЦБ в рамках своей "рутинной" работы контролирует, как коммерческие банки соблюдают нормативы, и есть случаи, когда банки, даже крупные и известные, эти нормативы не соблюдают. Сказать, что этого не было месяц назад, до истории с Содбизнесбанком, нельзя. Но тогда это не получило такой огласки и такой панической окраски, не выстраивалось в цепочку событий. К сожалению, сейчас эта цепочка налицо. Что нужно сделать? Успокоить вкладчиков, потому что, повторюсь еще раз, весь мудреный и хитроумный банковский бизнес базируется на такой иррациональной вещи, как доверие.
- Как долго ЦБ будет банки "лечить", а банки от этого будет лихорадить?
- "Лечение" будет всегда. ЦБ всегда будет контролировать то, как банки соблюдают свои нормативы. Но это не значит, что паника навечно поселилась в нашем доме.
- Чем, на ваш взгляд, закончится история с "ЮКОСом"? Банкротством или национализацией?
- Мне трудно судить. Могу сказать только одно: хотелось бы, чтобы эта история закончилась цивилизованно. Даже если просто соблюсти "внешние приличия" и сделать вид, что все хорошо, - осадок останется. Это будет плохой сигнал для тех, кто наблюдает за экономикой нашей страны со стороны. Эти наблюдатели могут посчитать, что мы тут, в России, только что "с дерева слезли", и для нас это будет в некотором смысле приговор.