09.07.2004 04:00
    Поделиться

    Фрадков выступил с докладом

    Членам кабинета она понравилась

    Как правило, по четвергам министры отчитывались перед премьером о проделанной работе и выполненных поручениях. Похоже, Михаил Фрадков решил полностью изменить не только структуру кабинета, роль аппарата правительства, но и жанр четверговых заседаний. Доклад "Об основных направлениях деятельности правительства", по сути, был адресован не только членам кабинета министров, а скорее всему обществу. Белый дом решил напрямую транслировать выступление премьера.

    "Министерство экономического развития и торговли должно увязать отраслевые стратегии, сбалансировать их в рамках жесткого следования макроэкономическим показателям и подготовить количественно определенный ответ на вопрос, за счет чего правительство обеспечит ежегодный рост на 7-8%", - сказал Фрадков, напоминая Герману Грефу, чем он должен заниматься в первую очередь.

    Для решения же особо приоритетных задач, связанных с устранением ограничений или "узких мест", должны быть разработаны стратегии, включающие федеральные целевые программы и комплекс мероприятий нормативно-правового характера. По мнению премьера, именно такой подход позволит правительству уйти от инерционного варианта развития экономики. "Другого пути у нас нет. Инерционная траектория развития не предполагает активного поиска внутренних источников роста", - сказал Фрадков. И явно не давая Грефу расслабиться, предложил минэкономразвития на базе направлений, анализа макроэкономических показателей подготовить целевой (нормативный) прогноз, положения которого помогут уйти от инерционного развития экономики.

    По просьбе Фрадкова, главы министерств и ведомств внимательно вслушивались в доклад премьера. И, как оказалось, все остались довольны. Даже когда Фрадков говорил о темпах экономического роста, которые можно ежегодно увеличивать на 2-3% за счет крупных проектов на прорывных направлениях, у министра экономического развития и торговли не возникло никаких замечаний. "Одной из основных задач является определение главных направлений деятельности исходя из достижения конкретных параметров экономического роста", - сказал Фрадков. По его словам, в 2000-2003 годах рост ВВП составлял 6,8% в основном за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, запаса свободных мощностей в экономике и защиты внутреннего рынка за счет эффекта девальвации рубля. "Это позволяло стимулировать рост за счет макроэкономического регулирования", - заметил премьер. Однако сейчас эти ресурсы роста фактически исчерпаны. "В инерционном режиме нам не удастся не только достичь роста, но и сохранить уже достигнутую динамику", - убеждал Фрадков. По его словам, в 2005-2007 годах при условии функционирования экономики в инерционном режиме экономический рост составит в лучшем случае 5-6%, а при плохой внешнеэкономической конъюнктуре - 4%. "Этого явно недостаточно для удвоения ВВП", - констатировал он.

    Поэтому премьер намерен создать и возглавить рабочую группу для разработки среднесрочной программы действий правительства, которая обеспечила бы ежегодный экономический рост в размере не менее 7-8%. Впрочем, Фрадков еще раз показал, что без главного экономиста, разрабатывающего лишь прогнозы и планы действий, кабинет вполне может обойтись.

    Основных же направлений деятельности правительства, видимо, по случайному совпадению, как и первых задач, о которых Фрадков рассказывал депутатам в день его назначения на пост главы кабинета министров, оказалось тоже пять: повышение уровня жизни населения, устранение ограничений экономического роста, содействие росту конкурентоспособности российских компаний и развитию малого бизнеса, поддержка региональных стратегий социально-экономического развития, а также рациональная интеграция России в мировую экономику.

    "Президент России обозначил основные задачи: удвоение ВВП, снижение уровня бедности, рост благосостояния населения и модернизация армии, а правительство должно создать четкий механизм их решения", - чуть позже разъяснил Фрадков. Для создания же механизма главное, по мнению премьера, создать вертикаль программно-целевого управления. При этом министерства и ведомства должны представить свои предложения, подготовить планы и прогнозы, на основе чего и будет приниматься программа действий кабинета министров.

    Единственным, что так и не попало в основные направления, оказался разрастающийся банковский кризис. Центральный банк справляется с проблемами в банковском секторе, и ситуация в этой сфере складывается достаточно благоприятная, считает премьер-министр. "Хорошо, что сейчас все складывается в целом достаточно благоприятно, и те вопросы, которые возникли сегодня в силу ряда, наверное, объективных и субъективных обстоятельств, Центральный банк с коллегами преодолевает", - заметил Фрадков. Но, видимо, не очень хорошо "ЦБ с коллегами" выстраивали в последнее время работу в банковском секторе, если возле банкоматов выстраиваются очереди из желающих немедленно извлечь собственные сбережения. "Нужно иметь в виду чувствительность банковской сферы, ее роль в экономике страны и поэтому очень тщательно продумывать и реализовывать любые шаги", - мягко намекнул председателю независимого Центрального банка Михаил Фрадков.

    "Важнейшим элементом государственной политики по отношению к кредитным организациям станет стимулирование их укрупнения путем добровольного объединения и слияния, с учетом поддержания конкурентной среды, в том числе на локальных рынках",- сказал глава правительства. По словам Фрадкова, система мер по наведению порядка в банковской сфере не должна создавать какой-либо неустойчивости, в значительной степени обусловленной психологическими факторами. Эта система мер по развитию банковского сектора должна быть предсказуемой и прозрачной, чтобы "здоровые банки" были сами заинтересованы в наведении порядка в банковской сфере. По мнению Фрадкова, нужно дополнительно проанализировать ситуацию в отрасли, проявить особую аккуратность подготовки решений, чтобы "сделать лучше, но при этом не навредить".

    Пока же ЦБ и компания готовят решения, чтобы не навредить, а население спешно изымает деньги и прячет под матрас, кабинет министров ищет внутренние резервы. Оказалось, что таковые есть, к примеру, увеличение налогообложения в топливо-энергетическом комплексе страны. "Видимо, есть резерв увеличения", - уверен премьер. Поэтому в ближайшее время будет рассмотрен вопрос об оптимизации налогообложения в ТЭК. В то же время он отметил, что при переходе к рентному налогообложению необходимо сохранить конкурентоспособность этого комплекса даже в случае ухудшения мировой конъюнктуры цен.

    Касаясь налоговой реформы, премьер призвал министров уйти в этом вопросе только от "узко фискальной функции". Он подчеркнул, что необходимо продолжать исправлять дисбаланс налоговой нагрузки. Минфину и минэкономразвития поручено рассмотреть вопрос о введении единой пониженной ставки НДС. Кроме того, по его словам, необходимо рассмотреть вопрос о вычете НДС при осуществлении капвложений.

    В общем, все должно стать ясным и прозрачным. "Главной целью административной реформы должна стать ясная и функционально прозрачная система управления, а также сокращение избыточных функций государства - эта работа должна быть завершена к 2005 году",- подчеркнул Фрадков.

    Практически каждый министр по окончании доклада посчитал своим долгом рассказать о том, насколько хорош этот документ и чем бы его еще дополнить.

    - Я бы хотел подчеркнуть, что основные направления содержат четкую систему приоритетов, - сдержанно остановил Фрадков министров. - Разбежаться по всей плоскости невозможно.

    Поделиться