По ту сторону
...Мне, коренной жительнице Новосибирска, родной город часто напоминает потемкинскую деревню. Всего пара шагов вглубь от улицы, где к модным салонам подъезжают на модных автомобилях, и вы в окружении деревянных бараков. Вы можете наткнуться здесь, даже в самом центре Новосибирска, на прогнивший деревянный туалет, который приветливо помашет вам заплесневевшей дверью. Зажмите нос, спасаясь от смрада, и бегите назад. Если, конечно, вам есть куда бежать.
Жителям улицы Туннельной бежать некуда. Света в конце этого туннеля нет, хотя до так называемых "элитных" новостроек от силы метров пятьсот. Граница между двумя мирами - железная дорога. Пересечь ее в одиночку лично я не отважилась бы: слишком уж неприветливо выглядят домишки по ту сторону полотна, которые мы переходим только вместе с фотографом.
- Вам место показать, где убивали? - спокойно спрашивает дед, неожиданно вырастающий из-за куста. И, не дожидаясь ответа, лезет обратно в лесополосу: - Пойдем, покажу. Вот в этой яме они лежали, стонали все утро - люди их слышали.
- А вы слышали?
- Я-то? Нет. Я сюда не хожу. Здесь такие дела творятся, что не приведи господь. И вчера что-то всю ночь ребята здесь носились. Кто их знает, что хотели - может, убить того бомжа, который жив остался. Эти бомжи ведь вещи воровали.
- Он говорит об убийствах, пусть даже предполагаемых, так же буднично, как о погоде.
Постояв на улице минут пять, мы начинаем ощущать себя героями фильма ужасов. Вот худенькая женщина в рваной кофте стучится к кому-то в ворота, ей не открывают. Мы окликаем ее, она оборачивается: вокруг глаз огромные фиолетовые синяки и беззубая улыбка. А вот движется по улице милая пара: женщина в платочке и мужчина с исцарапанным бритвой черепом. Они тоже нам улыбаются: оказывается, это "близкие знакомые" убитых.
- Трое нерусских - Ренат, Марик и Соня, они то ли с Узбекистана приехали, то ли еще откуда. Жили в подвале на Путевой, 11. Года полтора уже здесь. А еще двое - Настя с Андреем - русские. Андрея пацаны убивать не стали - об голову только бутылку разбили. Сейчас приходит сюда, весь перебинтованный. Я у него спрашивал: зачем вас в пять утра на улицу-то потянуло? - весело рассказывает мужчина. - А он мне - мол, выпить на природе захотелось. Вот и выпили...
37-летний Андрюха, которого "не стали убивать", через пару часов пришел в себя, разбросал глину и выбрался из ямы, куда мальчишки свалили тела жертв. Он же вытащил наружу еще живую 53-летнюю подружку. ("Пожилую женщину мы не стали сильно бить. Только семь раз ударили лопатой, - скажет потом следователю ребенок. - Хотели ей отрубить лопатой голову - не получилось".)
Прямиком из могилы Андрей побрел в пункт приема бутылок и жести, где иногда подрабатывал. Вместе с приемщиком они вызвали "скорую". Этот приемный пункт - место на Туннельной знаменитое. Именно он притягивает к себе страшноватых персонажей - за считанные минуты мимо нас прошел едва ли не десяток бомжей с набитыми сумками. Похоже, что именно эти люди только что восстали из мертвых - отсутствующий взгляд, ковыляющая походка.
"Взяли ни за что"
Дом одного из подозреваемых в тройном убийстве - рядышком. Именно сюда компания подростков ходила за "инструментом" - лопатой и ножницами. Лачугу, беднее которой мне видеть не приходилось, нам показали мальчишки, презрительно сплевывающие при упоминании этой семьи: "Мы с ними не общаемся..." А что говорят в округе об убийстве?" - спрашиваю в надежде хоть на какую-то человеческую реакцию - осуждение, жалость, страх. Нет. Дети здесь такие же спокойные и рассудительные, как и взрослые: "Что говорят? Ничего". Здесь это не событие.
У этого дома нет забора. Все на виду: двор, заваленный хламом, облезлые стены, провалившаяся крыша. К столбику привязана облезлая овчарка - она остервенело лает, когда мы, обливаясь потом, протискиваемся мимо. Из дому выходит белобрысый пацаненок. Это
11-летний Сашка, младший брат задержанного, которому исполнилось 16. Всего в этой семье четверо детей. Отец недавно вернулся из тюрьмы и нигде не работает. Мать трудится дворником, убирая дворы тех самых "элитных" новостроек, по словам следователя, она была в шоке, когда узнала о поступке старшего: "Такой заботливый, всегда за младшими присматривал. Девять классов окончил, поступать хотел..." Сейчас на допросах выясняется, что именно этот мальчик, никогда не состоящий на учете в милиции, бил лопатой женщину.
...Взрослых дома нет, объясняет Сашка, хотя из-за рваных штор за нами наблюдают совсем не детские глаза. "А где брат твой?" - спрашиваю как-то по-библейски. "Сидит. Забрали. Ни за что".
В этом же доме "гостил" еще один соучастник убийства. Ему семнадцать лет, у него есть квартира, где живут мать и сестра. Но сам он не появлялся там почти два месяца. Иногда звонил, говорит мать. Этого достаточно - сын взрослый, не хулиган какой-нибудь. Целых шесть классов окончил!
Еще один "гость" многодетной семьи, принимавший участие в утренней "забаве", -
14-летний Витька. Для правоохранительных органов - личность известная. Даже, можно сказать, легендарная. Два года назад детская банда буквально терроризировала район: Витька со товарищи очень успешно грабил склады и магазины. Сейчас Витька ждет приговоров по кражам в двух судах города, но пожить на широкую ногу он успел: мальчишку частенько видели в дорогих супермаркетах, откуда он выходил обмотанный лентами сосисок. При этом ни семьи, ни школы у пацана никогда не было: несовершеннолетняя мать бросила его, когда ему было два месяца. Где она сейчас - неизвестно, то ли умерла в тюрьме, то ли стала проституткой. Мальчика определили в детдом, но и там Витька не прижился. Кстати, в восьмилетнем возрасте мальчишка пережил сильный удар током: бегал по крышам электричек, и ему на голову упал провод под напряжением. Голову "залатали" металлической пластиной. Говорят, что после такого у многих просыпаются феноменальные способности - видимо, талант пробудился и у Витьки. Талант криминальный.
Самый младший убийца - 12-летний сын наркоманки, которая перекочевала из села в Новосибирск и затерялась где-то в клоаках мегаполиса. О его прибытии в город не знал никто - он настоящий "невидимка" для властей, милиции, школы. Но то же самое можно сказать и о других мальчишках в большей или меньшей степени.
Сейчас у школьников летние каникулы. Для милиции это самое нервозное время: далеко не у всех родителей есть возможность отправить своих чад в лагеря, а оказавшись без присмотра в городе, подростки могут натворить немало бед. Впрочем, у наших "героев" каникулы длились круглый год - в школу они не ходили. И лучшим лекарством от скуки посчитали убийство...
- Почему я должен за них отвечать - они ведь даже не из нашего района! - взрывается негодованием начальник районного отдела образования Андрей Орлов.
- Я ничего вам не скажу, мне запрещено давать информацию, - чеканно вторит ему начальник районного подразделения УВД по делам несовершеннолетних Елена Баркова.
"Мальчики-невидимки" неожиданно для всех родились в милицейских сводках - для этого им пришлось убить трех человек. По некоторым данным, это происшествие переполнило чашу терпения власть имущих: стало окончательно ясно, что с детьми в Новосибирске творится что-то очень нехорошее. Есть неофициальная статистика: родительских прав в Новосибирской области нужно лишить около десяти тысяч семей - дети там живут в жутких, буквально нечеловеческих условиях. Однако на подобные жесткие меры власти вряд ли решатся. Общей нервозностью обстановки (надо что-то делать, но что?!) и объясняется обеспокоенность должностных лиц. Кстати, любопытная деталь - при подготовке статьи я обзвонила несколько центров социально-психологической помощи семьям и подросткам, в том числе набирая номера телефонов доверия. Ни один из них не отвечал.
По данным областной прокуратуры, за короткое время количество уголовных дел по фактам насилия над несовершеннолетними увеличилось вдвое - при том, что это крайне скрытый вид преступлений. Детей морят голодом, насилуют, бьют как в родных семьях, так и в детдомах. Дети в ответ убивают тех, кто слабее. Расправляются со своим собственным отражением - не исключено, что в будущем они превратятся в таких же бомжей.
Комментарий
Константин Мезенцев, психолог:
- Почему подростки убивают бомжей? На моей памяти в Новосибирске произошло как минимум три подобных случая, причем виновниками были дети из социально неблагополучных семей. Можно предположить, что здесь имеет место так называемая реактивная агрессия. Скорее всего, эти дети сами подвергались унижениям - их оскорбляли, били. И, не имея возможности адекватно ответить обидчикам, подростки перенаправляют агрессию на того, кто слабее.
Игорь Шишаев, старший следователь отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Новосибирской области:
- Мотив преступления дети назвать не могут. Говорят, что сначала убивать не хотели, подошли просто "поговорить". Были пьяные - пили пиво. Самый младший в убийстве не раскаивается. Остальные якобы сожалеют о случившемся - на мой взгляд, пытаясь избежать ответственности. Все они - нормальные с точки зрения умственного развития ребята, вполне адекватные.