Церемония закрытия в точности повторила начало фестиваля: на сцене появились три персонажа из фестивального ролика (он демонстрировался перед каждым сеансом): богатый бюргер с сигарой, бедный студент с рюкзаком и усатый представитель среднего класса, которые разыграли небольшую репризу. По мнению организаторов фестиваля, эти три персонажа представляют три категории зрителей - студентов киношкол, оккупирующих на время фестиваля все его холлы своими спальными мешками, местных лавочников и богатых туристов из соседствующей с чешской Богемией Германии. Затем на сцене появился известный чешский конферансье Марек Эбен.
Лауреаты вели себя по-разному. Все признаки неподдельной и большой радости выказал исполнитель главной роли в немецкой картине "Напола" Макс Риммельт. Русский документалист Павел Медведев заметно переволновался, переходил с английского на чешский и в итоге не сказал почти ничего. Дважды поднимавшийся на сцену испанец Ксавьер Бермудес получил награду за лучшую женскую роль (предназначавшуюся актрисе его фильма "Леон и Ольвидо" Марте Ларральде и врученную ему актерами Хавьером Камаррой и Феле Мартинесом, сыгравшими в фильме Педро Альмодовара "Дурное воспитание") со спокойным достоинством, а статуэтку лучшего режиссера (уже из рук легендарного британца Джона Клиза) - с игривыми похвалами местному пиву. "Вы никогда не хотели быть режиссером, мистер Клиз?", спросил конферансье у британца. "Вот еще, - реагировал тот, - быть человеком, с которым все члены группы одновременно хотят очень срочно поговорить. К тому же все режиссеры - эгоисты и мегаломаньяки".
Но комичнее всего выглядел Роман Поланский, вышедший вручать главный приз итальянцам Андреа и Антонио Фрацци: за минуту до исполнения протокольной миссии Поланский сам стал лауреатом награды "За вклад в мировое киноискусство", в начале фестиваля этого приза удостоились Харви Кейтель и легендарный оператор Мирослав Ондржичек. Вручивший приз президент фестиваля Иржи Бартошка ненадолго взял фигурку обратно. Из-за кулис тем временем вынесли другую статуэтку - главный "Хрустальный глобус", а на сцену поднялись братья-лауреаты. Поланский недоуменно обернулся, не понимая, - то ли ему вручить две статуэтки, чтобы хватило каждому, то ли все-таки одну. И наконец, когда оба Фрацци вышли к микрофону, миниатюрная фигура польско-американского режиссера окончательно потерялась среди рослых и крупных фигур пожилых близнецов.
Решения жюри в этом году были непредсказуемы, как и сам конкурс: он то стрелял очередями необычайно сильных картин, то испытывал зрительское терпение. Карловарская программа не торопилась походить на пафосный Канн и потому подсовывала зрителям "котов в мешке", заставляя прессу посещать все просмотры под страхом ненароком пропустить что-нибудь стоящее. Так, например, если о деятельности открывшего миру Бьорк Фридрика Тора Фридрикссена киноманы хотя бы как-то осведомлены, то заранее предположить, насколько сильной окажется работа Зринко Огресты "Здесь", никто не мог.
Так что его награда (спецприз жюри де-факто является вторым по значению) им более чем заслужена: сборник новелл о послевоенном синдроме в балканских странах мастерски исполнен и пронзителен по звучанию. Фильм-лауреат, признание в любви прославившему Италию неореализму, по форме и содержанию так же хорош и не уступает конкуренту по мастерству и по звучанию. Но и не превосходит, так что мотивы, руководившие решением жюри выдать ей главный приз, так и останутся тайной за семью печатями.
В кулуарах победу прочили Фридрикссену - его "Найсленд", в котором художническая наивность оказалась перемешана с антиутопией, разительно выделялся даже из весьма рельефного конкурсного ландшафта этого года. Однако фестивальному хиту не нашлось места даже среди многочисленных "специальных упоминаний".
У целых двух победительниц в женской актерской номинации в последний момент не стало конкурентки: картина словенца Метода Певеца была снята с конкурса едва ли не за часы до показа, - оказалось, что она уже побывала в конкурсе другого фестиваля. Фильм о женщине на грани четвертого десятка и нервного срыва держится исключительно на многоплановой мастерской игре Полоны Юг, которая играет главную роль и находится по большому счету в тисках избитой истории о том, чем чреваты любовные треугольники. И если датчанка Карен Лиз Мюнстер своей игрой действительно заставляет вспомнить о психологизме скандинавского кинематографа, то равнять ее с довольно средней игрой Марты Ларральде довольно странно, - тем более что таким образом совсем не первостатейную ленту "Леон и Ольвидо" сделали чемпионом по количеству наград. С лучшей мужской ролью ситуация еще более странная: на фоне представленной на экранах Карловых Вар целой галереи мужских портретов (от харизматичного персонажа Гэри Льюиса в "Найсленде" до совершенно макабрического героя Даниила Спиваковского в "Моем сводном брате Франкенштейне") приз отчего-то достался молодому и по-телевизионному плоскому Максу Риммельту, очевидно, своей голубоглазостью и русоволосостью послужившему правдоподобию немецкой ленты о страданиях учеников в элитной школе "Гитлерюгенда".
Тем не менее противоречивость решений конкурсного жюри - лишнее свидетельство того, что выбор был более чем богат, а проводимая последние 11 лет политика дуэта Иржи Бартошки (президента фестиваля) и Эвы Заораловой (арт-директора фестиваля), отрицающая принцип режиссерской звездности и направленная на поиск сильных режиссеров с не самыми известными именами, сделала этот фестиваль одним из главных киносмотров Европы.
Победители Карловарского фестиваля:
Главный приз: "Таковы дети" (реж. Андреа и Антонио Фрацци, Италия).
Спецприз жюри: "Здесь" (реж. Зринко Огреста, Хорватия и Босния-Герцеговина).
Лучший режиссер: Ксавьер Бермудес ("Леон и Ольвидо", Испания).
Лучшая актриса: Карен Лиз Мюнстер ("Послесловие" Паприки Стин, Дания), Марта Ларральде ("Леон и Ольвидо" Ксавьера Бермудеса, Испания).
Лучший актер: Макс Риммельт ("Напола" Денниса Ганзеля).
Лучший документальный фильм: "Свадьба тишины" (Павел Медведев, Россия).
Приз ФИПРЕССИ - "Мой сводный брат Франкенштейн" (Валерий Тодоровский, Россия).