Звучит абсурдно, но это на самом деле так. И жители небольшой Щербинки, и москвичи платят за лифт, исходя из количества квадратов своей жилплощади. Дело в том, что и у Нонны Павловны, и у всех жителей столицы плата за подъемник входит в загадочную строку "техническое обслуживание" (ТО). Тариф на это самое ТО считается с квадратного метра - в Москве около пяти рублей, в Щербинке - около восьми. Вот и выходит, что чем больше жилплощадь, тем больше стоит "ТО". Это еще понятно, когда речь идет об услугах плотника, слесаря, электрика, дворника. Но с лифтом получается действительно несуразица.
- Лифт-то не квартиры возит, - резонно говорит Нонна Павловна, - а жильцов. Чем выше живет человек, тем чаще пользуется лифтом. Чем больше семейство, тем активнее его члены эксплуатируют подъемное устройство. И в самом деле, какая тут связь с размером квартиры?
Эта парадоксальная мысль пришла Артюховой не от хорошей жизни. В один прекрасный день ей попалась на глаза расшифровка пресловутого ТО. Увидела она в перечне и лифт, который, к слову сказать, в доме у Нонны Павловны уже три года как практически не работает. Тем не менее она ежемесячно отдавала на его содержание по три с лишним рубля с каждого метра. При площади 45 квадратов набегало 135 рублей. Для пенсионерки деньги немалые. А ее соседка по лестничной клетке, живущая вдвоем с сыном в "трешке", выкладывает за лифт почти четыреста рублей в месяц. Зато семейство из четырех человек, живущее на восьмом этаже, платит втрое меньше. Повезло, квартира маленькая.
На предварительных слушаниях дела у судьи Валерия Фоминых больше всего вопросов к коммунальщикам возникло именно по поводу этих странных норм.
- Я такой же плательщик, как и все, - объяснил он корреспонденту "РГ" свой интерес. - Надо понять, за что деньги платим.
Представители лифтового хозяйства и местного управления ЖКХ и сами не смогли внятно объяснить суду, кто придумал такую несуразицу. Но пообещали к основному заседанию разузнать.
Как рассказала "РГ" Екатерина Матюшина, юрист некоммерческого партнерства "Управдом", в столице методика определения платы за лифт была утверждена в 1995 году департаментом инженерного обеспечения правительства Москвы. Лифт включили в общий список ТО, поскольку за него отвечает ДЕЗ, который заключает договоры с обслуживающими компаниями.
Похоже, основным двигателем коммунальной реформы в России становятся не верхи, а пенсионеры, поставленные в условия, когда приходится считать каждую копейку. Напомним, "РГ" писала о пенсионере Викторе Введенском, уличившем столичные власти в неправильном начислении квартплаты. Теперь, возможно, пенсионерке Нонне Артюховой удастся привести в соответствие со здравым смыслом оплату за лифт. "РГ" будет следить за развитием событий.
Кстати, хорошо бы, чтоб лифты еще и ездили. Но "пассажиры" сами порой виноваты в их "простое". По информации "Мослифта", за прошлый год 16 лифтов в городе были сожжены дотла, 38 подожженных удалось спасти, у 4370 лифтов пришлось ремонтировать поврежденные створки кабин, а у 3770 искореженные двери шахты.