Таким образом, во втором квартале 2004 года динамика инфляции полностью соответствовала прошлогодней. Индекс потребительских цен за апрель - июнь составил 102,5 процента (второй квартал 2003 года - 102,6 процента). Это резко контрастирует с успехом первого квартала, когда соответствующий разрыв достиг 1,7 процентного пункта.
Рост потребительских цен в июне имел локальный характер и был сосредоточен в таких специфических сегментах, как рынки плодоовощной продукции, автомобильного бензина и услуг пассажирского транспорта. Отметим, что ускоренное удорожание плодоовощной продукции и услуг транспорта особенно негативно повлияло на положение малообеспеченных слоев населения. Официальный индекс цен по минимальному набору продуктов питания оказался существенно выше общего уровня инфляции и составил 101,3 процента, индекс цен по "корзине бедных", рассчитываемый ЦМАКП, - 101,1 процента. При этом базовая инфляция (инфляция на потребительском рынке с исключением сезонного и административного факторов, а также случайных колебаний) продолжала снижаться и достигла исторического минимума за весь период официальной публикации такого рода данных (с января 2003 года)
Что же нас ждет во втором полугодии? Скорее всего, определенное превышение темпов инфляции над уровнем соответствующего периода прошлого года. Это приведет к выходу динамики потребительских цен за пределы целевого уровня на текущий год (110 процентов).
Прежде всего, темпы роста административно регулируемых тарифов, вероятно, окажутся выше прошлогодних. Начиная с августа 2003 года их динамика под воздействием предвыборного фактора искусственно сдерживалась, что привело к формированию потенциала "отложенного роста тарифов". Во втором полугодии нынешнего года предпосылок для такого сдерживания меньше, а значит, вклад регулируемых тарифов в инфляцию повысится.
В конце года на динамику цен может начать оказывать воздействие ускорившийся в последние месяцы рост налично-денежной массы (который, вероятно, продолжится и в июле-августе). Учитывая последствия номинального укрепления доллара, это будет стимулировать повышение базовой инфляции в четвертом квартале.
Кроме того, начиная со второго квартала, наметилось повышение номинального обменного курса доллара, которое, судя по официальной позиции ЦБ РФ, усилится во втором полугодии. В результате снизятся стимулы к дедолларизации активов населения, что, вероятно, приведет к повышению чувствительности потребительских цен к динамике налично-денежной массы.
В целом по итогам года индекс потребительских цен оценивается в 110.5 -111 процентов.
Регулируемые тарифы еще заявят о себе
Стоит повторить: базовая инфляция продолжает замедляться, ее уровень в июне составил 100,5 процента против 100,6 в мае. Основная причина этого - снижение монетарного давления на цены. Сейчас на динамику цен начинает оказывать влияние рост налично-денежной массы в первом квартале 2004 года, существенно замедлившийся по сравнению с октябрем -декабрем прошлого года (100,5 процента против 106,2).
В то же время, в отличие от предыдущих месяцев, прекратилось снижение скорости оборота наличных денег, сдерживавшее в 2003 году и первом квартале 2004 года рост потребительских цен. Это обусловлено прекращением дедолларизации оборотной кассы населения. Только за апрель - май чистые покупки валюты населением превысили 220 миллионов долларов (в июне, вероятно, эта тенденция сохранилась) - против чистых продаж в 2,07 миллиарда за первый квартал. Скорость обращения наличных денег соответственно стабилизировалась, причем с некоторой тенденцией к повышению (см. график).
Рост административно регулируемых тарифов в июне был весьма умеренным. Он составил 100,8 процента (май - 101,5 процента). Существенными темпами увеличивались в основном тарифы за проезд на железнодорожном транспорте (104,1 процента). Правда, их рост имеет сезонный характер.
В ближайшие месяцы можно ожидать определенного ускорения динамики административно регулируемых тарифов. Один из факторов - майский скачок цен на топливо, потребляемое в жилищно-коммунальном хозяйстве (уголь, мазут).
Что происходит на рынках
На отдельных товарных рынках наблюдались следующие тенденции.
Во-первых, плодоовощная продукция неожиданно резко подорожала. Индекс цен на нее составил 104,8 процента (май - 99,3 процента). Причина - в начавшемся поступлении на рынок продукции нового урожая. Уже в июле или августе, по мере насыщения рынка, следует ожидать начала абсолютного падения цен.
Во-вторых, продолжается ускоренный рост цен на автомобильный бензин. Индекс цен здесь составил 106,6 процента против 104,6 процента в мае.
Ускоренное удорожание бензина обусловлено в значительной степени сезонным спросом сельского хозяйства и действием высоких мировых цен на нефть и нефтепродукты. Можно надеяться, что уже в ближайшие месяцы действие этих факторов ослабнет, а рост цен на бензин, соответственно, замедлится.
В-третьих, приостановилось удорожание хлеба и хлебобулочных изделий. Индекс цен здесь составил всего 100,7 процента против 101,2 процента в мае. Таким образом, оказался наконец прерван тринадцатимесячный опережающий рост цен на хлеб.
Этот результат отражает замедление удорожания в цепочке "мукомольно-крупяная промышленность - хлебопекарная промышленность - розничная торговля". Очевидно, сейчас стабилизация цен на хлеб связана в основном с ожиданием нового урожая. Насколько она окажется устойчивой, во многом зависит от действий правительства и руководства субъектов Федерации по регулированию цен на зерновом рынке в августе - октябре.
В-четвертых, сохранилось ползучее снижение цен на телерадиотовары (июнь - 99,8 процента, май - 99,7 процента). Их удешевление, продолжающееся уже пять месяцев, во многом стало следствием наметившихся затруднений со сбытом на этом рынке, ранее интенсивно осваивавшемся отечественными производителями.
В-пятых, существенно усилился рост тарифов на санаторно-оздоровительные услуги (104,3 процента против 101,4 процента в мае). Их интенсивное повышение имеет сезонную природу и связано с начавшимися летними отпусками.