Проблема с курсом доллара решилась сама собой. Поскольку он определяется не соотношением спроса и предложения валюты в обменных пунктах, а устанавливается на бирже. А там сейчас спрос на доллары невелик: банки придерживают рубли для расчетов с вкладчиками и проведения платежей, поэтому, несмотря на ажиотажный спрос со стороны населения, доллар вряд ли поднимется выше отметки 29,5.
Что же до опасности, которая якобы угрожает строительным и риелторским фирмам из-за банковского кризиса, то представители банковского сообщества сомневаются в наличии подобной тесной связи между банковским рынком и рынком недвижимости. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян еще раз подчеркнул, что " никакого кризиса не было, а был психоз", и что "психоз, при желании, можно вызвать на любом рынке". Он заявил, что "ситуация могла бы повлиять, если бы она затянулась и не успокоилась". "Затягивание ситуации привело бы к тому, что банки сворачивали бы свой кредитный портфель и одновременно реализовывали бы свои вложения в недвижимость, пытаясь повысить ликвидность". Впрочем, банкиры все же признают, что банки снизили активность на рынке недвижимости из-за остановки рынка межбанковского кредитования - но всего на две недели. И сейчас ситуация восстанавливается.
Между тем, банковское сообщество уже пытается подвести итоги кризиса, которого, по утверждению многих, и не было. Основной вопрос - кто виноват? Вариантов ответа может быть несколько: непрофессионализм ЦБ, недобросовестный пиар (вспомним многочисленные "черные" банковские списки) или "просто неудачное стечение обстоятельств". По поводу ЦБ среди банкиров говорят либо хорошо, либо ничего, однако Тосунян все же признал, что "ЦБ поторопился, захотев сразу сделать очень много", имея в виду одновременное введение закона о страховании вкладов населения, либерализацию валютного законодательства, повышение требований к прозрачности банков и т.д. Катализатором же неустойчивости, поразившей банковскую систему и выразившейся в остановке межбанковского кредитования, стала, безусловно, история с Содбизнесбанком. Впрочем, по поводу последнего есть мнение, что, наоборот, ЦБ надо было закрыть его намного раньше. А один из крупных банкиров выразил уверенность, что "туда надо было въехать на танке еще год назад" и что "мы давно уже закрыли на него лимиты". Привлекая большое количество вкладчиков, Содбизнесбанк, по мнению банкира, "закрылся им, как щитом", получив лишнюю гарантию, что его "не тронут".
Разные мнения высказываются и по поводу возможного передела банковского рынка. Например, известный экономист Александр Шохин считает, что "этот кризис резко повысил роль государственных банков в результате недоверия вкладчиков к коммерческим банкам", имея в виду, что к ним перейдет часть клиентуры, покинувшей в последнее время коммерческие банки. В свою очередь Тосунян не считает, что такая опасность велика, поскольку у государства "нет далеко идущих планов в этом направлении". А то, что Гута Банк покупается Внешторгбанком, который является государственным, он расценивает как "результат стечения обстоятельств" и не считает "предвестником передела рынка". Кстати, когда Гута Банк попал в тяжелую ситуацию, несколько крупных банков попытались создать пул и погасить его долги, однако это не встретило поддержки у руководства ЦБ, которое предпочло другой вариант.
В то же время, банкиры признают, что из сотен миллионов долларов частных вкладов, изъятых из коммерческих банков за последнее время, лишь несколько процентов не вернулось в банковскую систему. Ответ на вопрос "куда они делись?", пожалуй, слишком прост: граждане их переложили в государственные банки - пока система страхования вкладов не заработала, так оно надежнее.