Новости

14.07.2004 06:56
Рубрика: Экономика

Президент направил бюджетное послание

В этом году короткое, 10-страничное, и либеральное по своей сути бюджетное послание поступило в правительство с большим опозданием. И хотя законодательством, как и в случае с Посланием к Федеральному Собранию, сроки его написания не устанавливаются, впервые документ приходит в правительство уже после утверждения основных параметров бюджета. Свою роль, конечно, сыграла и реорганизация правительства, и то, что 2004 год был годом выборов. Но все-таки определяющим фактором стала дискуссия по ряду направлений.

Первая и главная развернулась вокруг Стабилизационного фонда: оставить ли его нетронутым, направить ли деньги на финансирование крупных проектов, которые могли бы существенно увеличить рост ВВП, или же с его помощью закрывать дыры внебюджетных фондов (около 280 млрд. долл.), образующиеся вследствие снижения налогов, в том числе - Пенсионного фонда, оценившего свои проблемы в 80 млрд. руб. У каждой из сторон были свои аргументы. Одни говорили, что Стабилизационный фонд создавался как резерв "на черный день", который при нынешней экономической ситуации трогать было бы неразумно, в том числе и на пока теоретическую дыру в Пенсионном фонде.

Другие с помощью Стабфонда обещали повысить ВВП, однако в качестве "издержек" указывали на выход за рамки основных макроэкономических показателей, например инфляции.

Бюджетное послание президента дает четкий ответ, как следует поступать со Стабилизационным фондом: "Использование средств Стабилизационного фонда РФ на непроцентные расходы при увеличении его объема сверх установленной законом отметки 500 млрд. руб. является нежелательным". Но в послании оговариваются случаи, когда "залезть в госрезерв" все-таки можно. Во-первых, если Пенсионный фонд действительно не соберет средств, необходимых на выплату пенсий. Однако этого постараются всеми возможными способами не допустить, в том числе и за счет средств бюджета. Во-вторых, если возникнут проблемы с выплатой внешнего долга, пик которого в очередной раз предстоит пройти России в следующем году. Однако, по словам помощника президента Игоря Шувалова, вероятность этого крайне мала.

До оглашения послания сохранялась некоторая неопределенность и с отдельными положениями налоговой реформы. В документе говорится, что она должна быть в основном завершена в 2004-2005 гг. Источники "РГ" утверждают, что все законодательство планируется принять во время предстоящей сессии Думы, в том числе и разобраться с налогом на дарение, наследование, а также налогом на недвижимость, который отойдет регионам и методика расчета которого пока еще только обсуждается. Планируется также решить и один из самых спорных вопросов - возврат НДС при осуществлении капитальных вложений, при вероятном снижении к середине 2005 года его величины на 2%. Крайне аккуратно затронута в послании и тема налогообложения сырьевых отраслей: "Актуальной остается проблема налогообложения добычи и экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний". Хотя до конца этого года и предстоит решить, в каких границах лежит налоговый предел, при котором отрасль может стать непривлекательной.

В целом же бюджетное послание развивает мысли, изложенные Путиным в Послании к Федеральному Собранию. К числу приоритетов бюджетных расходов президент относит обеспечение социальных реформ, модернизацию армии, развитие общественной инфраструктуры, которое, по словам источника "РГ", могло бы стать резервом для роста ВВП. Говорится в послании и о дальнейшем сокращении госструктур. "Организации, непосредственно не обеспечивающие реализацию функций государства, подлежат снятию с бюджетного финансирования". Та же участь ожидает и неэффективные федеральные целевые программы, сократить которые правительству пока так и не удалось.

Экономика Казна Федеральный бюджет Правительство Президент