Члены компартии теперь четко делятся на две группы. Большинство признает своим вождем Геннадия Зюганова, считает легитимным десятый съезд в Измайлове и жалуется на оппонентов в Генпрокуратуру. Меньшинство считает своим лидером ивановского губернатора Владимира Тихонова, борется за признание своей партии легитимной и готово начать раздел собственности сразу после регистрации в минюсте. Собственно, такой же регистрации ждут от минюста и сторонники Зюганова. В этой ситуации верность учению Маркса - Ленина отступает, зато законопослушание становится главным двигателем партийной жизни.
Как пояснил глава департамента минюста Александр Кудрявцев, "материалов съезда ни та, ни другая сторона еще не представляли: от Зюганова сдали информационное письмо, а другие представили материалы пленума". По закону партия должна проинформировать в трехдневный срок об избрании руководства, а вот на предоставление документов, содержащих изменения в уставе и программе, отводится целых шесть месяцев. Секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам Вадим Соловьев (сторонник Зюганова) уверен, что правовых проблем с двумя десятыми съездами не возникнет: "естественно, легитимный съезд был у нас, с правовой точки зрения их делегаты провели неуставное совещание, и мы уже обратились к тем делегатам, которых обманули и завезли на то мероприятие, с просьбой подать письменные заявления об этом в Центральную контрольно-ревизионную комиссию".
Первый заместитель альтернативного председателя КПРФ Сергей Потапов на минувшей неделе заявил о намерении своих соратников подать в минюст документы о регистрации (в том числе обновленный устав) в течение десяти дней. Пока в ведомство Юрия Чайки еще ничего не поступало, но сторонники Зюганова ждут этих самых документов, пожалуй, даже еще более нетерпеливо, чем сотрудники минюста. "Если сфальсифицированные документы поступят в минюст, то мы обратимся в Генпрокуратуру, и им придется отвечать по закону, по статье 327 Уголовного кодекса - подделка документов и подделка печати, - с плохо скрытым удовлетворением прогнозировал развитие ситуации Вадим Соловьев. - Кстати, когда была попытка взлома сервера и они разместили на нем документы с поддельными печатями, мы обратились в прокуратуру, но вообще если они трезвые люди, то должны понимать, что вступили на путь совершения преступления". Дело в том, что официальная печать по-прежнему находится в руках у сторонников Зюганова, и, возможно, именно это поспешное обращение в Генпрокуратуру на прошлой неделе немедленно вызвало ответную реакцию - странное сообщение в агентствах о хищении документов из офиса альтернативного ЦК, не получившее дальнейшего развития событий.
Впрочем, партия - это не только документы, но и люди, которых юристы считают в региональных отделениях. Закон требует от КПРФ - не менее 100 человек в каждой региональной парторганизации. А парторганизации сейчас вовсю заняты пленумами, где решают, как поступить с альтернативщиками: Альберта Макашова выставили из самарского обкома, кемеровскому первому секретарю Зайцеву объявили строгий выговор, а глава московского горкома Александр Куваев слег в больницу с сердечным приступом и попросил отложить рассмотрение своего дела до выздоровления. По словам секретаря ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Олега Куликова (сторонник Зюганова), "никакой чистки в партии нет, только пять первых секретарей были освобождены, вообще я думаю, что ни Куваев, ни Зоркальцев не будут исключены, это же не псевдолидеры, мы вообще стараемся максимально учитывать индивидуальную ситуацию в каждом случае". По словам Куликова, "надо отделять рядовых исполнителей от организаторов", однако он признает, что и среди зюгановцев есть "больные региональные парторганизации".
В этой ситуации нельзя исключать, что именно от выбора региональных членов партии теперь будет зависеть, статус какой КПРФ окажется подтвержден законом.