Не все в России хотят в ВТО

В то же время в самой России крепнет оппозиция самой идее быстрого вступления в ВТО. Вчера челябинское региональное объединение работодателей "ПромАсс" устроило столь серьезный "разбор полетов", что в Челябинск срочно отправился заместитель Максима Медведкова, руководителя российской переговорной делегации, Виталий Ткаченко, а один известный оппозиционный экономист прямо заявил, что присоединение к ВТО будет на руку "силовым олигархам". Тем временем к давлению на настроения в России впервые подключился иностранный капитал: один из крупнейших в мире машиностроительных заводов заявил, что построит предприятие в России только после того, как та вступит в ВТО.

Накануне переговоров наша делегация заняла позицию жесткого молчания: предварительные оценки "только навредят". Не случайно, что последняя перед "обетом" публичная речь Максима Медведкова (она прозвучала неделю назад) была посвящена в основном "успокаиванию" бизнеса и общественности. По его словам, поскольку Россия, с одной стороны, оказывает огромное влияние на отдельные мировые товарные рынки, с другой - сильно от них зависит, а с третьей - не может противодействовать тем мерам по ограничению торговли, которые предпринимают иностранцы против России, страна ежегодно теряет 2,5 миллиарда долларов. Чтобы не терять, надо вступать в ВТО. По мнению главного переговорщика, от присоединения к клубу мировой торговли выиграют такие отрасли, как космическая, атомная, образовательная, компьютерная. Есть масса примеров, сказал он, когда наши компании пытаются выйти на эти наукоемкие рынки, но их туда не пускают. Если оставить все как есть, Россия никогда не слезет с "нефтяной иглы".

Для Медведкова не секрет, что половина "населения", по данным последних опросов, в ВТО не хочет. Но и бизнес местами упорствует: несмотря на то что минэкономразвития агитирует за ВТО уже года четыре, проводя "ликбезы" по регионам, руководители некоторых достаточно крупных предприятий по-прежнему предлагают подождать еще лет эдак 5-7, когда ситуация в экономике станет лучше, признал Медведков.

В лидерах у оппонентов ходит банковский сектор, в том числе даже Сбербанк: банкиры смертельно боятся свободной конкуренции с иностранцами.

Правда, согласия в оппозиции нет. Так, автомобилисты хотят, чтобы иностранные банки были, надеясь получать от них кредиты, но для себя жаждут максимальной защиты от иностранцев, и поэтому они против ВТО "в части себя", но за ВТО "только для банков". А банкиры, наоборот, не раз заявляли, что их не интересует в стране ничего, кроме защиты от конкуренции себя любимых. Медведков успокаивает всех скопом: "Мы не открываем ни один из принципиально важных для экономики России рынков", но поскольку у каждого свои интересы, "скопом" уговорить всех не получается.

Российским властям достается и от отечественных оппозиционеров, которые утверждают:

- Наши либеральные фундаменталисты намерены вытащить российскую экономику, которую можно сравнить с 7-летним ребенком, на один ринг с братьями Кличко, причем с обоими, и заставить его с ними побоксировать.

По их мнению, государство опять торопится: как банковский кризис спровоцирован неумелыми попытками стремительно вытащить банки в прозрачное пространство "по мировым стандартам", так и вступление в ВТО неподготовленной экономики будет значить такой же крах, как в банковском секторе, но уже во всех секторах. Выиграет только олигархия, то есть узкий класс бизнесменов, консолидированных с государственными чиновниками. Оппозиция, вероятно, намекает на то, что некоторые бизнесмены, которых и принято считать "олигархами", идею скорейшего присоединения поддерживают.

Гораздо более серьезные сигналы поступают из промышленного Урала. Челябинское объединение работодателей "ПромАсс" решило выразить свои озабоченности не когда-нибудь, а за день до начала переговоров. Как сообщил корреспонденту "РГ" один из организаторов масштабного совещания, затеянного вчера в Челябинске, "несмотря на то, что считается - ВТО позволит России развиваться более динамично, - у нас есть серьезные опасения. Они связаны с тем, что Россия будет вынуждена уравнять внутренние цены на энергоносители, в том числе бензин, с мировыми". Есть и другая проблема.

- Не секрет, что промышленники России внедряют те или иные ноу-хау, свои или заимствованные от иностранцев, не патентуя их. Вероятно, с точки зрения ВТО, это - пиратство. Мы опасаемся, что у нас будут серьезные проблемы с правами на интеллектуальную собственность, порожденные тем, что мы вынуждены выйти на открытый рынок, совершенно не подготовившись к этому, - говорит наш источник в "ПромАсс".

Но Виталий Ткаченко сделал невозможное: он обаял и убедил челябинскую аудиторию. Как сообщили нам люди, присутствовавшие на совещании, "его доклад был сделан с учетом особенностей нашего региона, так что все остались довольны. Если челябинский бизнес еще боится ВТО, то уже не так сильно".

Впрочем, системного ответа на вопрос о последствиях присоединения к ВТО по-прежнему нет. Существуют четыре доклада, авторы этих строк знакомы с двумя и могли убедиться, что львиную долю места в них занимает вычисление "средней температуры по больнице", которая получается 36,6. Что касается пострадавших, то погибнут те, кто и так обречен, говорят авторы доклада. Позиция Максима Медведкова выстроена в точном соответствии с текстами этих исследований:

- Не выявлено факторов, которые могут негативно или отрицательно повлиять на темпы развития нашей экономики.

Ну а "население", половина которого в ВТО не хочет? Медведков предельно лаконичен: "Если улучшится ситуация в российской экономике, то оно, конечно же, выиграет".