Алексей Салмин, Российский общественно-политический центр:
- Я бы не стал жестко предсказывать поведение Думы после каникул. Если ситуация останется более или менее стабильной, то блок, который сложился, будет играть роль достаточно надежного интерфейса исполнительной власти. Это в общем-то нормально. Другое дело, что в наших условиях столь внушительная фракция "Единой России" иногда выглядит какой-то крайностью. Но в принципе - за что боролись, на то и напоролись. Наше парламентское большинство в основном не хуже, чем, например, во Франции. Но если начнутся какие-то серьезные проблемы, я бы не решился прогнозировать даже поведение различных частей этого "ядра". Думаю, что по мере приближения к новым выборам "поиск себя" внутри самой крупной фракции парламента будет усиливаться.
Законотворческий процесс в Госдуме идет по сложившимся правилам. Механизм обсуждения законопроектов в комитетах и фракциях обеспечивает некий плюрализм, позволяющий компенсировать наиболее явные несообразности. Проблема четвертой Думы - не в силе проправительственной фракции, а в слабости оппозиции. Причем оппозиции не столько внутри здания на Охотном Ряду, сколько за его пределами. Ситуация та же, что и с союзом советских писателей: других, к сожалению, нет. Эти "писатели" - мы, а не те, кто заседает сейчас в Думе. Парламентская оппозиция - явно ослабленная и "недопредставленная". И все же если бы она выдвинула сколько-нибудь серьезные программы, разработанные до уровня законопроектов, парламент игнорировать их не смог бы. Но таких наработок пока не существует.
Игорь Бунин, Центр политических технологий:
- Пакет законопроектов, касающихся социальных льгот, парламент уже одобрил. Проблемами ЖКХ вплотную займется через год-полтора. Две трети законов об ипотеке приняты, треть пока не успело подготовить правительство. Поэтому осенью главной темой станет федеральный бюджет. Он будет профицитным, это понятно. Одна из главных интриг, возможно, будет связана с налогом на добычу полезных ископаемых. Пока действует плоскостной универсальный налог, одинаковый для всех месторождений - качественных и некачественных, перспективных или нет. Есть несколько проектов, авторы которых пытаются ввести два, три, восемь или двенадцать уровней НДПИ. Их аргумент - то, что компании, получившие лучшие месторождения, имеют больше прибыли. Контраргумент - такая система открывает слишком большой простор для коррупции. На осенней сессии борьба, скорее всего, продолжится. Будет и еще одно техническое дело, которое отнимет у депутатов массу времени и сил. В 2003 г. были приняты законы об органах госвласти и о местном самоуправлении. Теперь предстоит привести в соответствие с ними все остальные законы. В политическом плане думцы в осеннюю сессию останутся столь же единодушными, как и сейчас. В сторону плюрализма они начнут меняться только к концу срока своей легислатуры, году в 2006-2007-м.
Константин Симонов, Центр политической конъюнктуры:
- Приоритет осенней сессии традиционен - это бюджет на следующий год. Несмотря на то, что Дума в последнее время "конструктивно сотрудничает" с правительством, не исключаю, что некоторые сложности все-таки могут возникнуть. Уже предлагается расширить расходную часть бюджета, более внимательно присмотреться к стабилизационному фонду на предмет того, чтобы изъять из него часть средств на те или иные нужды. Но в целом, полагаю, кабинету министров удастся отстоять жесткий профицитный бюджет. Правда, к самому правительству тоже немало вопросов. Мы видим, что нет ни объявленного снижения налогов, ни расходования средств по факту предоставления услуг и т.д. Другой приоритет унаследован от весенней сессии - это пакет законопроектов по жилищным вопросам, поправки в Жилищный кодекс, ипотека и т.д. Правила игры на рынке жилья волнуют всех, и еще есть время исправить недочеты, на которые указывали критики законопроектов. В целом мне кажется верным общий курс - борьба с иждивенческими настроениями и одновременно упрощение доступа граждан на рынок жилья, упрощение получения ипотечных кредитов, защита от недобросовестных участников жилищного рынка, некоторые налоговые послабления. Закон о монетизации льгот успели принять в первом чтении. Но Дума поставила ряд условий перед правительством, и я уверен, что второе и третье чтения будут драматичными и непростыми. В повестку дня осенней сессии встанут и вопросы муниципальной реформы, а эта тема всегда тянет за собой клубок связанных с ней проблем. Каких-то особых неожиданностей, думаю, не произойдет.