15.07.2004 01:00
    Поделиться

    В неволе растет 600 детей

    В неволе без приговора на Кубани находятся десятки малышей

    Мальчика вскоре унесла акушерка, а роженицу на носилках конвоиры забрали в тюремную больницу. Через три дня в Двухбратскую женскую исправительную колонию из Усть-Лабинского роддома привезли и ее сына. Крошечного Валеру уже ждали в Доме ребенка.

    В пенитенциарной системе РФ действуют 11 женских исправительных колоний, имеющих Дома ребенка, в которых живут примерно 600 детей. Большинство из них родились за решеткой, некоторые прибыли сюда вместе с мамами для отбывания наказания. Дети оказались без вины виноватыми.

    Дом ребенка при женской исправительной колонии поселка Двухбратского в Усть-Лабинском районе Кубани открыли в 1973 году. Именно сюда для отбывания наказания попадают беременные женщины из 10 регионов российского Юга. Дети находятся в Доме ребенка до трехлетнего возраста, после чего передаются под опеку родственников осужденной или переводятся в детский дом на воле.

    Небольшой двухэтажный дом расположен в глубине большой территории за колючей проволокой. В колонии отбывают наказание 1500 женщин, а в Доме ребенка, рассчитанном на 40 человек, сейчас 86 детей. "Урожайным" оказался прошлый год - здесь появилось на свет 35 малышей. Еще 16 прибыли в поселок Двухбратский вместе со своими осужденными матерями. Вот и получилось, что юных подопечных в этом доме в два с лишним раза больше нормы.

    Переполнены спальни: старенькие кроватки стоят вплотную друг к другу, а в игровых комнатах несколько разноцветных пупсов, машинки да большущий заяц, грустно свесивший свои длинные уши.

    - У нас нет проблем только с питанием детей, - рассказывает начальник Дома ребенка Светлана Ложкина. - А во всем остальном постоянно возникает масса сложностей. Приобретение медикаментов, оборудования, игрушек, ремонт здания - на это и многое другое нет средств. Финансируются только две защищенные статьи - питание малышей и заработная плата 17 человек медицинского персонала. Поэтому постоянно приходится обращаться к добрым людям. С их помощью одеваем детей, приобретаем дорогие медикаменты, игрушки, устраиваем праздники. Понятно, что колония - это не место для ребенка. Но ведь он не виноват, что попал сюда...

    Двухбратская женская колония славится своими талантами. Осужденные здесь играют в спектаклях, участвуют в концертах, проводят КВНы и даже конкурсы красоты. Не раз бывало, что за колючую проволоку попадали зрители с воли и с удовольствием смотрели представления. А недавно по инициативе ГУИН Минюста России по Краснодарскому краю подобный концерт состоялся "на свободе" - в одном из лучших краснодарских залов на тысячу с лишним мест. Корреспондент "РГ" был в числе зрителей этого необычного представления.

    Самодеятельные артисты так замечательно пели и танцевали, что некоторых из них вызывали на бис и преподносили им роскошные букеты цветов. Ведущим концерта вручали копии платежных поручений с указанием перечисленных на счет женской колонии сумм, а зрители передавали им деньги - кто 100, кто 500 рублей.

    В любой ситуации нахождение детей за колючей проволокой - это нонсенс.

    Чтобы попасть за кулисы и взять интервью у "звезд", приходится преодолеть несколько кордонов. Конвоиры внимательно проверяют документы и сопровождают в гримерку. Здесь на первый взгляд обычная атмосфера: артистки прихорашиваются и меняют наряды перед выходом на сцену, полочки перед зеркалами завалены косметикой, на спинках стульев развешены костюмы. Но в зеркалах отражаются строгие лица надзирательниц, пристально наблюдающих за всем происходящим, и начинаешь понимать, что это действительно совершенно необычное представление, участники которого осуждены на разные сроки заключения - от 5 до 14 лет. Как выяснилось, есть среди них и убийцы.

    - Вам действительно понравилось, как я пела? - переспрашивает молодая симпатичная женщина в казачьем наряде. - Мы все очень старались, потому что очень хотим помочь нашему детскому дому.

    У Даны Юрьевой на воле осталось двое сыновей, а у Ирины Хмары - сын и дочка. Родные дети сейчас с бабушками, а их мамы заботятся о чужих малышах: Дана и Ирина работают нянечками в Доме ребенка.

    - Конечно, рядом с этими крохами легче переносить неволю, - говорит Ирина, - но душа постоянно болит о собственных детях. Мать ведь никто не заменит.

    Надо сказать, что мамы в неволе пользуются теми же льготами, что и на свободе. Здесь сохраняется право на декретный отпуск, и большинство женщин пользуются этим по полной программе - пока ребенок не достигнет трехлетнего возраста. Мало того, некоторые заключенные требуют, чтобы им выплатили пособия по беременности и родам и сильно возмущаются, когда получают отказ.

    - Нам приходится терпеливо объяснять, что пособия не выплачиваются на детей, которые находятся на гособеспечении, - говорит начальник Дома ребенка Светлана Ложкина. - Раньше просто беда была, когда женщины умудрялись беременеть, находясь в заключении. Сейчас зафиксирован только один подобный случай. Хотя в любой ситуации нахождение детей за колючей проволокой - это нонсенс. Возможно, правильнее бы было предоставить женщине отсрочку исполнения приговора, пока ребенку не исполнится три года. А если выяснится, что мать не заботится о нем, то сразу передать малыша в детдом - нормальный, а не за колючей проволокой, как наш. И уже тогда мамашу отправить по этапу.

    Новорожденные в неволе нередко появляются на свет с различными патологиями и нуждаются в серьезной реабилитации и дорогостоящем лечении. Между тем, в этом Доме ребенка нет даже примитивного физкабинета. В 2002 году письмо Светланы Ложкиной с просьбой о помощи попало в администрацию президента РФ. Вскоре из Москвы пришло около одного миллиона рублей - на нужды Дома ребенка в Двухбратской женской колонии. Деньги быстренько потратили... на ремонт ворот, кирпичного забора, заделку выбоин в цементных полах - в составленной смете аж 38 пунктов, и попробуй теперь разберись, о благе детей или о чем-то другом думал тот, кто составлял эту смету.

    После недавней краснодарской акции на счет женской колонии с пометкой "Для Дома ребенка" поступило 360 тысяч рублей. На эти деньги решили купить обувь и одежду для малышей. Планировали приобрести компьютер, необходимый в первую очередь для создания базы данных о маленьких воспитанниках, чтобы в дальнейшем отслеживать их судьбы. Но его подарила председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова, недавно побывавшая в Доме ребенка. Возможно, теперь приступят к оборудованию физкабинета, хотя денег явно недостаточно.

    ...Как на воле, так и за колючей проволокой мамы бывают разные. Есть случаи, когда женщины освобождаются из колонии - и бросают своих малышей, чуть ли не за ее воротами. Однако нередко именно ребенок помогает матери навсегда забыть дорогу в тюрьму.

    Через месяц выйдет на свободу мама пятилетней Аиды. За плечами у этой женщины восемь судимостей, она не помнит своих родителей, а первый срок за воровство получила еще малолеткой. Последний раз попала в колонию беременной и здесь родила Аиду.

    Девочка получилась просто чудо! Необыкновенно артистичная и смышленая, она замечательно поет и танцует. Сначала блистала на концертах в женской колонии, где Аиду называли не иначе как "наша звездочка", а теперь живет в Афипском детском доме, и здесь тоже ею все гордятся. Прошлой осенью стала победительницей конкурса, проходившего в рамках "Кинотаврика", - награду тогда вручал народный артист РСФСР Иосиф Кобзон. Фотографию со счастливой Аидой, похожей на маленькую принцессу, мама повесила над своей кроватью.

    Некоторые уговаривают женщину отказаться от дочери и не портить ей судьбу, но та ни в какую. Сказала, что как только выйдет из колонии, сразу будет искать работу и жилье, а потом заберет девочку из детского дома. А когда Аиду спрашивают, кем она хочет быть в будущем, она неизменно отвечает: "Маминой дочкой".

    А вдруг ребенок выведет своего непутевого родителя на свободу?..

    Поделиться