Генерал принял военно-орбитальное хозяйство в марте, поэтому предпочитает оценивать только события последнего полугодия. Сделано, в общем, немало: отправлены на орбиту четыре спутника Космических войск, запущены четыре баллистические ракеты в интересах РВСН и шесть хозяйственно-коммерческих аппаратов. Эти запуски, как и старты двух иностранных "сигар", своевременно зафиксировала наша система предупреждения о ракетном нападении. Под Архангельском идут летные испытания ракеты-носителя "Союз-2", готовится к пробным стартам ракета-носитель военного назначения. С 2006 года должна заработать рассчитанная на десять лет федеральная целевая программа развития главного российского космодрома в Плесецке. В марте в Таджикистане на боевое дежурство наконец заступил оптико-электронный центр контроля за космическим пространством "Нурек" - по статусу его нахождения в республике готовится специальное межправительственное соглашение. Словом, военный космос просыпается после долгой спячки.
- Для полной его реанимации понадобится три-четыре года, - прогнозирует генерал Поповкин. - Нужно не просто восстановить орбитальную группировку, но и повысить качество и надежность космических аппаратов. Пару лет назад мы использовали спутники, где из ста каналов связи работал один. Гарантированный объем эксплуатации не превышал 19 процентов. Сегодня он повысился до сорока.
До бесконечности модернизировать устаревающую аппаратуру не получится, поэтому Космические войска заказывают у оборонщиков принципиально новые аппараты. Спутник связи "Молния" из их числа. На очереди современные разведывательные спутники. Несмотря на хроническую нехватку средств, министерство обороны под эти проекты денег не жалеет. В частности, профинансировано строительство командно-измерительного пункта в Армавире - его введут в строй в ближайшие недели. С помощью новейшей аппаратуры за всем, что происходит на орбите, будут следить с объектов Космических войск в Подмосковье и Находке.
- Надеюсь, в октябре будем оттуда наблюдать за нашим космонавтом Юрием Шаргиным, - улыбается Владимир Поповкин. - Окончательное решение по экипажу принимает Федеральное космическое агентство, его руководитель Анатолий Перминов обещает дать ответ через пару недель.
Околоземный полет первого воспитанника Космических войск, конечно, событие. Но командующий планирует увидеть Юрия не обычным туристом, а исследователем: в войсках есть немало вопросов, на которые офицер сможет ответить только после возвращения с орбиты.
Предмет особого разговора - судьба тяжелой ракеты-носителя "Ангара". В проект уже вложены огромные деньги, в его завершении одинаково заинтересован и мирный, и военный космос. Однако дело упирается в своевременное финансирование федеральной целевой программы развития космодрома Плесецк, откуда "Ангара" должна стартовать.
- Минфин настаивает, чтобы финансирование началось в 2007 году. Тогда через два-три года, как это планировалось, новой ракеты-носителя не будет, - убежден командующий. - Чтобы поспеть к указанным в программе срокам, капитальное строительство стартового комплекса надо было закладывать в прошлом году.
- В каком состоянии сейчас находится воздушно-космическая оборона страны? - поинтересовался у командующего корреспондент "РГ".
- Насколько я знаю, концепция ВКО пока не утверждена и проходит согласование. Строго говоря, воздушно-космическая оборона у нас всегда была, есть и будет. Это задача стратегического масштаба, которая заключается в наиболее рациональном распределении сил и средств на земле, в воздухе и космосе для защиты от баллистических ракет противника. Ее должны решать и мы, и ВВС, и Сухопутные войска. Проблема в том, что в разработках по ВКО много дублирования, особенно это касается противовоздушной обороны.
- Реальный противник у Космических войск есть?
- Мы всегда работали в интересах федеральной группировки войск в Чечне - там немало районов, которые можно "прочесать" только с помощью разведывательных спутников и обеспечить управление и взаимодействие через космические аппараты связи. Кстати, из четырех военных спутников, выведенных на орбиту в этом году, два - связные.
Если касаться соотношения возможностей военного космоса России и США, то я не вижу у нас большого отставания. Другое дело, что система управления оружием через спутники у американцев более развита. Но мы тоже постоянно занимаемся ее совершенствованием.