Напомним, что эти поправки были приняты в первом чтении, еще прошлым составом депутатского корпуса и планировалось, что к лету они будут приняты. Однако за время работы новой Думы они успели обрасти еще целым пакетом законов и один из них - это замена натуральных льгот на денежные компенсации. Отметим - это, пожалуй, один из самых дискуссионных и труднопроходимых документов, так как он затрагивает не только интересы региональных и местных бюджетов, но и большинства малоимущих и социально незащищенных граждан. Тем не менее в первом чтении он был принят, правда, с оговоркой, что правительство подготовит все расчеты и рассмотрит все поправки, которые подготовят региональные власти. К слову сказать, министр финансов РФ Алексей Кудрин, представляя данный законопроект на суд депутатам, пообещал "детально поработать по всем вопросам, которые имеются у законодателей к документу, уточнить ряд позиций, чтобы найти решения по всем спорным вопросам".
Депутаты не просто так прервут свои отпуска, от принятия этих документов зависит судьба как федерального, так и региональных бюджетов на 2005 год. Со следующего года, к примеру, регионы должны будут полностью отвечать за выплату зарплаты региональным бюджетникам, за финансирование образования, за детские пособия. Эти цифры должны быть учтены как в проекте бюджета федерального центра, так и в региональных бюджетах. Проект же бюджета на 2005 год, напомним, должен быть внесен в Госдуму в конце августа и в Минфине надеются, что за это время он не претерпит серьезных изменений.
Итак, от бюджетной реформы больше всего достанется региональным бюджетам, которые получат дополнительных полномочий (читай - расходов) почти на 300 миллиардов рублей. Под это в Налоговом кодексе закрепляются уже не на один год, а на много лет налоговые источники. Региональные бюджеты будут извлекать доходы из налога на имущество предприятий и налога на игорный бизнес. Помимо этого федеральный и местные бюджеты готовы поделиться с регионами частью поступлений от налогов на прибыль, малый бизнес, акцизов на алкоголь, нефть и доходы физических лиц. Таким образом, посчитали в Минфине, дополнительных расходов регионы получат на сумму 388,8 миллиарда рублей, из них 82,4 миллиарда они поделятся с федеральным центром и местными и поселковыми советами. Итого на их долю придется 304,6 миллиарда рублей допрасходов. Получат они недостающие доходы за счет финансовой помощи из центра и неналоговых доходов, которые образуются благодаря проведению административной реформы и улучшению администрирования при сборе налогов.
Что касается льгот, компенсация которых в денежной форме ляжет на плечи регионов, то, пообещал А.Кудрин, выступая перед законодателями, в проект бюджета на 2005 год будет предусмотрено порядка 112 миллиардов рублей только на замену льгот денежными компенсациями. А в ходе всей бюджетной реформы субъекты Федерации получат около двух триллионов рублей, которые будут складываться из налогов и неналоговых доходов, а 505 миллиардов им добавит федеральный центр. Вполне вероятно, что для этих целей правительство прибегнет к расходованию средств стабилизационного фонда.
Между тем цифры эти хороши на бумаги, но вот вопрос: а что же получится на деле? Не секрет, что даже федеральному бюджету не хватает всех денег на исполнение финансовых обязательств по всем льготам. Сегодня в полном объеме не производится финансирование законов об инвалидах, ветеранах и многих других. Проблему, считают законодатели, решить можно - отменить или приостановить действие тех норм, которые государство сейчас не финансирует, и тем самым доходы и расходы будут приведены в соответствие. И уже после этого делить полномочия между различными уровнями власти.