Финансовые рынки упорядочат

- Олег Вячеславович, каковы в общих чертах "слабые места" в регулировании финансовых рынков? Насколько сегодня рынки, как это принято говорить, являются "прозрачными" как для регулятора, так и для инвестора?

- В области корпоративного законодательства существует серьезный пробел в регулировании процессов поглощения и вытеснения, из-за чего сдерживается развитие финансовых механизмов развития средних компаний. Слаба институциональная база контроля и надзора. Центральный банк только недавно сделал попытку практического применения к банкам требований, зафиксированных в нормативной базе, что немедленно вскрыло глубину проблем, скрытых в секторе банковских услуг. Материально-техническое и кадровое обеспечение ФСФР не позволяет эффективно осуществлять полноценный контроль и надзор над профучастниками рынка ценных бумаг. Пруденциальный надзор не создан, полномочия регулятора по пресечению нарушений, данные законодательством, чисто символические. Судебная реформа не завершилась. Все это говорит о том, что глубину проблем в этом секторе услуг никто пока не измерял. Не говоря о том, что стихийно возникли области финансового бизнеса, основанные на привлечении денег населения под жилищное строительство, которые вообще не регулируются. Россия, наверное, единственный финансовый рынок, где проблема инсайда законодательно не урегулирована. Нет развитого рынка производных финансовых инструментов. Наконец, сама инфраструктура фондового рынка выстроена так, что российскими акциями, в том числе и российские брокеры, торгуют на зарубежных площадках, а многие российские компании, несмотря на достаточно высокую склонность к внутренним накоплениям, ходят за капиталом за границу. И хотя во многом это связано с низкой капитализацией российской банковской системы, непрозрачность и сложное устройство инфраструктуры - главное препятствие для концентрации ликвидности на российских торговых площадках.

- Какие законодательные новации в этой связи ожидают финансовые рынки? Что они изменят в механизме их регулирования?

- Я бы подразделил приоритетные задачи законотворческой деятельности на несколько групп. Во-первых, это институциональная инфраструктура финансового рынка. Здесь необходимо ответить на вопрос, каким должен быть регулятор финансового рынка. Это будет вопросом специального закона об органе по регулированию финансового рынка. Правительством дано соответствующее поручение. Далее необходимо договориться, как должен выглядеть депозитарный учет и клиринговая деятельность, торговые системы на рынке ценных бумаг с тем, чтобы российскими активами торговали преимущественно в России. Во-вторых, комплекс вопросов, связанных с защитой прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Необходимо еще раз внимательно рассмотреть требования по раскрытию информации и стандартам отчетности. Надеюсь, что осенью будут приняты поправки в Закон "О рынке ценных бумаг", которые защитят права инвесторов в процессах поглощения и вытеснения. Далее мы готовим новации в Кодекс корпоративного поведения с тем, чтобы учесть современные тенденции и сделать его практически направленным. Наконец, придется вернуться к законодательству об инсайдерской информации. Такой закон в России должен быть. В-третьих, это развитие инструментов финансового рынка. Здесь первым в списке остается законодательство по стимулированию развития срочного рынка и производных финансовых инструментов. Затем решение проблемы секьюритизации финансовых активов. И третий вопрос - это совершенствование правовых условий для развития рынка эмиссионных ценных бумаг (с целью вывода на этот рынок средних компаний).

- Приход иностранных торговых систем был весьма неоднозначно воспринят участниками рынка. Есть ли повод для беспокойства? Изменится ли режим доступа на рынок нерезидентов?

- Да, вступление в силу нового валютного законодательства существенно упростило для резидентов инвестиции в зарубежные активы и одновременно, увы, создало дополнительные препоны для инвестиций нерезидентов в российские активы. Есть о чем задуматься, как это могло получиться, особенно когда иностранные торговые системы проявляют большой интерес к "вытягиванию" российских активов в оборот на зарубежных площадках.

- Когда, как вы считаете, может появиться коллегиальный орган по регулированию и надзору на финансовом рынке? Какие механизмы контроля будут у этого органа?

Непрозрачность и сложное устройство инфраструктуры рынков - главное препятствие для концентрации ликвидности на российских торговых площадках.

- Надеюсь, что в будущем году после принятия упомянутого выше закона об органе по регулированию финансового рынка можно будет приступить к его созданию. Как предполагается, орган по регулированию и надзору на финансовом рынке будет возглавляться руководителем, к полномочиям которого будет отнесено принятие индивидуальных распорядительных актов. Принятие нормативных правовых актов будет отнесено к полномочиям коллегиального органа - совета директоров, действующего на штатной основе, который, как вариант, может формироваться Государственной Думой Российской Федерации по представлению председателя правительства Российской Федерации. Одновременно предполагается создание общественного органа по формированию стратегии и контролю деятельности регулятора финансового рынка - Национального совета по финансовому рынку. На него будут возложены: одобрение основных направлений деятельности органа по регулированию и надзору на финансовом рынке, представление в правительство Российской Федерации ежегодной оценки результатов его деятельности, утверждение общего объема расходов на содержание служащих и административно-хозяйственных расходов. Этот орган будет формироваться в рамках, установленных законом квот президентом Российской Федерации, правительством Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, саморегулируемыми организациями финансового рынка. В него также будет входить руководитель органа по регулированию и надзору на финансовом рынке.

- Как известно, Госдума не стала рассматривать в первом чтении закон "Об инсайдерской информации". Что в нем не устроило депутатов и, возможно, ФСФР?

- К сожалению, противостояние по этому закону в Думе было настолько острое, что мы решили не вмешиваться и взять на себя обязанность подготовить новую версию закона. Заранее говорю, что точное исчерпывающее определение инсайдерской информации дать нельзя. Можно дать лишь описание признаков, по которым следует в каждом конкретном случае относить событие к использованию инсайдерской информации в конкретных торговых сделках. Поэтому чем точнее формулировка, тем меньшее поле использования инсайдерской информации будет покрыто законом. Выход мы видим в широком использовании расследований в рамках судебных процедур.

- Ситуация в банковской сфере весьма напряженная. Как это может повлиять на фондовый рынок? Какова ваша точка зрения на решение проблемы ликвидности банков?

- В банках концентрируется подавляющая часть национальных сбережений, поэтому их роль в инвестиционном процессе, в том числе как профессиональных участников рынка ценных бумаг, велика. Когда банки достаточно капитализированы, прозрачны для вкладчиков и пользуются взаимным доверием, то межбанковский рынок всегда ликвиден, а сбережения беспрепятственно перетекают от домашних хозяйств через банковский сектор на фондовый рынок. Современные события в банковской сфере еще раз обнажили старые проблемы многих российских банков. Это недостаточный для ежедневного поддержания пруденциальных норм капитал, непрозрачность и неумелое ведение бизнеса, хрупкое взаимное доверие. Стоило Центральному банку чуть-чуть подсократить ликвидность, применить на практике требования законодательства и нормативных актов, как у ряда банков возникли проблемы. Причем в тех случаях, когда акционеры банка действительно располагали капиталом и не прятались, а прямо заявили о гарантиях по выплате вкладов, паника среди вкладчиков сразу прекратилась. Все это говорит о том, что проблема ликвидности межбанковского рынка эквивалентна проблеме вывода с рынка банковских услуг несостоятельных и "нечистых" банков. Центральный банк не сможет вечно поддерживать искусственно низкие процентные ставки и наплыв ликвидности с валютного рынка. Рано или поздно он будет вынужден перейти к политике таргетирования инфляции, и тогда так или иначе не справившиеся уйдут.

Кстати

Влиятельный американский экономический еженедельник Business Week опубликовал список 1000 крупнейших корпораций мира. Причем в этот почетный список вошли и 9 российских компаний, сообщает телекомпания "Эхо Москвы". Группу компаний из России возглавляет "Газпром", занимающий 47-е место. При распределении мест учитывается в первую очередь объем рыночной капитализации компаний по состоянию на 31 мая 2004 года. Стоимость "Газпрома" оценивается в 70 миллиардов 784 миллиона долларов. Причем это единственная российская компания, попавшая в ТОП-100 мировых корпораций. Кроме нее, в списке значатся "Сургутнефтегаз" (183-е место), "Лукойл" (206-е место), ЮКОС (234-е место), "Сибнефть" (437-е место), "Норильский никель" (452-е место), "Мобильные телесистемы" - (464-е место), РАО ЕЭС (490-е место), и замыкает список Сбербанк, который находится на  717-м месте. "Росбизнесконсалтинг".