"Подруги" *** ("Культура", 10.55). Ретроспективу итальянских фильмов 50-х продолжает первая картина, принесшая успех Микеланджело Антониони. Как и Де Сантис, Антониони прошел школу Экспериментального киноцентра, антифашистского журнала "Чинема" и неореализма. Но ни первые документальные, ни первые игровые ленты, им снятые, не были замечены публикой. Его суховатый стиль, внимание к психологическим деталям и лаконичность, если не аскетичность художественных средств казались недостатками неофита. В 1955 году он сделал фильм "Подруги", и критика признала, что все это было сугубо индивидуальным стилем художника, претендующего на свой взгляд на мир. Если в лентах неореализма бедняцкая Италия представала как большая семья, шумно, но дружно живущая в одной коммуналке, то с Антониони на экран пришла другая правда об Италии - уже буржуазной, где люди разъединены и одиноки. В дальнейшем Антониони назовут певцом "некоммуникабельности". Действие "Подруг" протекает в большом городе, куда героини приехали в надежде найти место под солнцем. Приз Венецианского фестиваля. 1955.
"Эксперимент" *** (М1, 20.45). Нашумевший фильм молодого немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля. В основе сюжета - реальный психологический опыт, проведенный в 1971 году в Стэнфордской тюрьме Пало Альто. Ученые предложили 20 молодым людям за хорошее вознаграждение разбиться на две группы: заключенных и тюремщиков. Первых заперли в камеры, вторые должны были поддерживать порядок, не применяя силу. Все началось мирно, но вскоре среди "узников" появился свой бунтарь, возникли группировки, отношения все более накалялись, и "стражники" в ответ становились все более жестоки. На пятый день в "тюрьме" произошло первое убийство, обе стороны стали и вовсе неуправляемы, а при попытке ученых вмешаться их взяли в заложники. Фильм не обольщается насчет человеческой природы и лишний раз подтверждает, что только хрупкие законы цивилизации оберегают общество от саморазрушения. В главной роли Мориц Блябтрой. 2001.
"Вердикт народа" *** (RenTV, 1.05). Этот триллер развивает тему опасной власти телевидения над умами и, заодно, опьяняющей страсти людей к жестоким зрелищам. Некий телепродюсер уговорил губернатора Флориды пойти на эксперимент: вместо присяжных судьбу подсудимых должны решать миллионы телезрителей, они будут следить за судебным заседанием в режиме "реального ТВ" и голосовать в предвкушении смертного приговора, который им покажут в прямом эфире. Прокурор и адвокат откровенно и изощренно давят на "судей" у телеэкранов, публика наэлектризована и жаждет увлекательного шоу... Режиссер Филипп Мартинес, в ролях Джерри Спрингер, Рой Шайдер, Арманд Ассанте. 2003.
"Семнадцатилетние" (All I Want) ** (RenTV, 20.00). Странноватая молодежная комедия о провинциальном увальне Джонсе Диллане, который поступил в университет, но никак не может вписаться в студенческую среду. Он вскорости сбегает от своего соседа по общежитию и снимает комнату на окраине, где встречает совершенно других людей, которые открывают ему в большом городе совершенно другую жизнь. Картина эксцентрична в поведении героев, иногда глуповата, часто выразительна в деталях и беспомощна в целом. Играют Элайджа Вуд, Франка Потенте, Крис Мартин, Мэнди Мур. Режиссер Джеффри Портер. 2002.
Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите,
** - если нечего делать, * - лучше погулять.