Борьба с государственным монополизмом

По словам руководителя комитета Оганеса Оганяна, государство должно полностью отказаться от регулирования эксплуатации и строительства инфраструктурных объектов, отменить регулирование тарифов, вообще все лицензирование и приватизировать ГУПы, сидящие на бюджетных деньгах.

Если всмотреться в лица столь нежданно объявившихся борцов с государственным монополизмом, мы увидим, во-первых, сотовых операторов, которые выпрашивают у государства право доступа к новым номерам. И вряд ли это случайно, что как раз на днях одна крупная компания заявила о своих проблемах "из-за неразберихи во властных структурах". В стенах Совета Федерации "сотовики" с их дешевеющими тарифами объявлены витриной свободной конкуренции. А вот "сфера телекоммуникаций демонстрирует полный монопольный набор: профильное министерство, 30 видов лицензий, искусственный, созданный государством дефицит частот и номеров, доступ к которым к тому же регулируется административно", - сказал один из экспертов. Упоминание о "профильном министерстве" - особенно утонченная "шпилька": ведь министерство информационных технологий и связи появилось уже после оглашения сетки правительства.

Второе лицо борца с госмонополизмом - крупные нефтяные компании, которые ради доступа к трубе пообещали больше платить налогов, увеличить пенсии на 20-30 процентов (деньги якобы возьмутся, если не кормить сидящих на советских трубах венгерских и прочих посредников) и вообще выражаются предельно доступно:

- Нам позарез нужны трубы, - сказал представитель одной из компаний, - а дефицит мощностей составляет 80-100 миллионов тонн.

Частникам трубы строить их не велят, перекачка же по государственным каналам жестко регулируется. Поэтому везут нефть и в танкерах, и по железной дороге. Выход - разрешить строить частные трубопроводы, причем участники строительства должны получить первоочередной доступ к их трубе плюс право самим устанавливать тарифы на перекачку.

Когда нефтяники хотят поднять пенсии - это значит, что они и в самом деле теряют колоссальные прибыли. Показательно, что в экономическом комитете никого не смутило тотальное подорожание бензина, которое связано как раз с массированным вывозом нефти за рубеж. Похоже, весь задор в этом и заключается: трубы горят!

Единственными оппонентами радикалам стали, как ни странно, энергетики, чья отрасль дальше других продвинулась на ниве реформирования (причем, по задумке, сети останутся в руках государства, на волю отпустят только генерацию). Один из экспертов РАО "ЕЭС России" позволил себе усомниться, что бизнес после ухода государства "сам все отрегулирует":

- Пришел один собственник, не получилось, продал другому, у того тоже не получилось. Тем временем сеть разрушилась, частота упала, регион сидит без света.

Но эти слова потонули в общем порыве. Впрочем, идея частных труб и дорог также правительству в принципе не чужда: так, будучи у нас в редакции, заместитель министра экономического развития и торговли г-н Шаронов заявил, что не видит в этом ничего дурного. Как говорится, выпустили ветер из мешка. И теперь правительству вместе с президентом (а организаторы "круглого стола" в СФ направили бумаги им обоим) придется поломать голову, как быть со столь некстати проявившимися радикалами.