Новости

21.07.2004 04:00
Рубрика: Общество

Охранная грамота пиву от Циолковского?

Текст: Геннадий Онищенко (главный государственный санитарный врач РФ, академик РАМН, эксперт "Российской газеты")

Нелегкий предстоит сегодня разговор. Тема его стара как мир. Да вот никак не утратит своей актуальности. Напротив, чем дальше, тем болезненней. И по большому счету это разговор о судьбе государства, о его развитии. Или гибели. Третьего не дано. Сгущаю краски? Преувеличиваю? Я оперирую только конкретными данными. Никаких фантазий, домыслов. Только факты.

В 1914 году Государственная Дума России рассмотрела законопроект, написанный сухим чиновничьим языком. А название было такое: "Об утверждении на вечные времена в России трезвости". Английский политический деятель Ллойд Джордж сказал о нем: "Это самый величественный акт национального героизма, который я только знаю".

В наше время принимаются многочисленные законы. Но никто из нынешних государственных политиков не смог бы сказать нечто подобное - нет таких законов.

Четырнадцатый год - далекое прошлое. С тех пор столько воды, точнее, алкоголя утекло, что ни о какой трезвости не может быть и речи. По "принятию на грудь" всех видов спиртного мы практически впереди планеты всей. Ничуть не греет душу, что среди стран с наиболее высоким его потреблением мы на четырнадцатом месте. Само присутствие в этом списке - позор для страны, претендующей на роль цивилизованной. К тому же в большинстве стран - явная тенденция к снижению пристрастия к алкоголю. У нас - небывалый рост. Рост, измеряемый не рюмками и даже не стаканами, - ведрами. Так вот.

В 2001-м году было продано 209,1 миллиона ведер чистого алкоголя, в 2002-м - 211,3 миллиона, в 2003-м - 216,4. И есть все основания полагать, что год 2004-й даст заметную прибавку. В эти данные не входят нелегальные ведра самогона, всяческих суррогатов (в последние годы создана целая отрасль промышленности, их производящая), той же тормозной жидкости. Их пьют в таких количествах, что никакой учет не возможен.

Иные так называемые радетели за народное благо, за мощь и процветание страны, за укрепление, развитие экономики, отечественного товаропроизводителя - среди них немало тех, кто заседает в Думе, кто возглавляет регионы, - любят порассуждать, что россияне-де переходят на южный тип потребления алкоголя: чаще пьют хорошие вина, пиво, что водка уходит на задний план и т.д., и т.п. Это сопровождается разъяснительной работой о пользе хорошего вина для здоровья, агрессивной рекламой пива. Результат - почти по Крылову: а Васька слушает, да пьет. Все подряд: и водку, и вино, и пиво, и суррогаты.

За всем этим начисто забывается медицинский аспект проблемы. А он вопиет. Даже по данным самой объективной, самой независимой, самой честной государственной статистики в прошлом году от случайных отравлений алкоголем умерли 40 567 россиян. В 2001 году таких было 37 824, в 2002-м - 40 121. Улавливаете тенденцию? И это данные, попавшие в официальную статистику. На самом деле картина куда мрачнее. Уходят из жизни не старики, а люди в том возрасте, когда самой природой им предназначено жить, созидать, обзаводиться семьями, рожать детей. Здесь есть свои регионы-лидеры, где смертельный алкогольный прирост особенно выражен. На Чукотке этот прирост равен 162,3 процента, на Сахалине - 161,9 процента, в Томской области - 153,9 процента, в Псковской - 138,7 процента.

Проникаясь праведным гневом, мы так любим заявлять о глобальном наступлении ВИЧ-инфекций, туберкулеза, об опасности атипичной пневмонии, о сезонных вспышках желудочно-кишечных заболеваний. Поверьте, они меркнут перед лицом алкогольной опасности, которая все чаще настигает россиян и, без преувеличения, грозит не просто деградацией нации, но и ее вымиранием. На конец 2001 года на учете в психиатрических и наркологических диспансерах было более двух миллионов россиян. Алкогольные психозы стали чуть ли не нормой жизни. А ведь это люди, потерянные для общества, это те, кто стал обузой для него. Возрастает первичная заболеваемость алкоголизмом. Кто-нибудь из государственных деятелей хоть однажды сравнил показатели прибыли, полученной от производства, торговли, рекламы спиртного, с теми потерями, которые несет страна в результате глобального приобщения россиян к алкоголю? Опаснее всего, что среди алкоголиков, среди тех, кто страдает алкогольными психозами, много совсем юных. Двенадцатилетний алкаш уже не удивляет, это уже не воспринимается как ЧП. У нас выросло поколение не "пепси", а пивное. И как ему не появиться, если с телеэкрана не сходят поклонники пива, если денно и нощно в наше сознание вкладывается, что пиво - не просто напиток, это образ жизни, поведения, если без банки или бутылки "Клинского" просто делать нечего в нашей действительности? Даже великий Циолковский, по мнению пивных рекламодателей, не был бы велик без пива. И вот ученый уже на экране с удовольствием его потягивает. А все, что показывается по телевизору, так или иначе становится образцом для подражания.

Похоже, что государство выдало некую охранную грамоту пиву. С тем, что злоупотребление водкой - зло, еще могут соглашаться. А вот пиво - оно неприкасаемо. Поражает, что даже женщины, которым самой природой предназначено быть хранительницами семейного очага, защитниками детей, все чаще становятся пропагандистами пива. До недавнего времени это была прерогатива мужчин. А ныне за рекламой того же "Клинского" - наиболее агрессивной рекламой - стоит госпожа Кебина. Умная, предприимчивая дама, она действует в рамках закона. Другое дело, что закон не годен. Но тем более опасно ее участие в пивном пиаре. О губернаторах, объявляющих себя сторонниками всяческого процветания страны и при этом проводящих пивные фестивали, как-то и говорить неловко. А уважаемый председатель думского комитета стряхивает пыль со старого законопроекта, написанного пивным лобби, для того чтобы остановить нормальный законопроект прямого действия. И государство прячет голову в песок, делает вид, что ничего не происходит, не замечает (не желает замечать?) очевидной опасности.

Сегодня, когда вопрос принятия закона о запрещении рекламы, пропаганды пива, об условиях его продажи, дошел до точки кипения, когда лидер нижней палаты парламента, его авторитетные заместители бьются за то, чтобы пивные кружки ушли с телеканалов, государство не может остаться в стороне. Сегодня уже нет золотой середины: не может далее продолжаться спаивание нации. Это, без преувеличения, важнейшая государственная проблема, требующая государственного подхода и государственного решения.

Позволю в заключение еще одну цитату. Джек Лондон писал: "Говорите и призывайте сколько вам будет угодно, но вы не удержите мужчину, особенно молодого, от общения с хмельным, пока хмельное так доступно, пока оно встречается на каждом шагу".

Общество Здоровье Общество Соцсфера Геннадий Онищенко комментирует Ограничение рекламы пива
Добавьте RG.RU 
в избранные источники