Проект закона о бюджете Беларуси на будущий год вынесен на рассмотрение правительства. Главная его особенность - очередное снижение фискальной нагрузки на экономику, в том числе и за счет уменьшения cтавок оборотных налогов. Финансисты полагают, что сборы с оборота товаров и услуг не наносят серьезного ущерба бизнесу только тогда, когда их размер не превышает 2 процентов. Отечественные же предприятия отчисляют в несколько специальных фондов 4,15 процента с выручки. На эти средства содержатся и ремонтируются дороги, ведомственное жилье, кредитуются cельхозпроизводство и социальные программы... Именно поэтому тут необходим оптимальный баланс.
Заместитель министра по налогам и сборам нашей страны Лариса Кондратова считает, что, помимо подоходного налога, наличием налогов с оборота белорусская фискальная система отличается от российской.
- России, - отметила Лариса Кондратова, - постепенно удалось уйти от системы оборотных налогов. Это, конечно, большое облегчение для производственных предприятий. Но не стоит забывать, что экономика Беларуси не обладает столь серьезной добывающей отраслью, на которую россияне смогли переложить налоговую нагрузку. Полностью отказаться от оборотных налогов мы сможем только постепенно. В 2005 году Беларусь предполагает упразднить только отчисления в жилищный инвестиционный фонд.
Кроме того, прошел очередной раунд переговоров министров финансов двух стран о налоге на добавленную стоимость во взаимной торговле. С нового года Беларусь и Россия переходят на международный принцип взимания НДС "по стране назначения". То есть, товары и услуги, предназначенные на экспорт, будут облагаться налогом не там, где производятся, как сейчас, а там, где продаются. До недавних пор главной проблемой здесь было отсутствие удобного алгоритма работы - ведь между Россией и Беларусью нет таможенной границы, что усложняло контроль за уплатой входного НДС. Но, как говорится, ничего невозможного нет. Механизм налогообложения товаров уже продуман. Предполагается, что подтверждение экспорта и применение нулевой ставки НДС на товары экспортера на родине и будет считаться фактом уплаты этого косвенного налога.
Однако российские и белорусские финансисты ведут длительные переговоры не только по этому поводу. Вообще уплата налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения при нынешнем балансе экспорта и импорта выгодна Беларуси. Она покупает в России больше, чем продаем туда. Однако все страны СНГ, с которыми Россия перешла на международные принципы взимания НДС, получают его в свой бюджет со всех товаров и услуг, за исключением нефти и газа. Если министры финансов не договорятся о другом варианте, то то же будет применяться и в отношении Беларуси. А ведь углеводородное сырье составляет около 40 процентов белорусского импорта из Российской Федерации. Значит ли это, что ввозимые энергоносители будут облагаться по-старому, а все остальное - по-новому? Есть над чем поработать экспертам. Во всяком случае, до конца года фискальные ведомства двух стран все разночтения должны ликвидировать.