22.07.2004 23:50
    Поделиться

    Высокие технологии в футболе

    Наших футбольных арбитров снабдят электронным средством от ошибок

    Футбол консервативен, как и его изобретатели англичане. Если в других видах спорта высокие технологии уже давно стали обыденностью, то на футбольном поле они до недавнего времени присутствовали лишь в виде композитных материалов, из которых изготавливаются мячи, форма и бутсы футболистов, да всевозможных компьютерных программ, при помощи которых тренеры находят идеальную систему физической подготовки для тех или иных игроков. Это все применяется уже довольно давно. Тщательно изготовленные бутсы некоторых звезд мирового футбола стоят несколько десятков тысяч долларов. Мы же поговорим о различных электронных устройствах, о которых многие любители "короля спорта" и не подозревают, но которые вовсю используются во время игры.

    В Европе арбитры уже довольно давно пользуются теми самыми "бип-системами", которые, по их словам, делают игру более динамичной, а главное, сокращают количество судейских ошибок. О том, что пора использовать "бип-системы" в России, говорили уже давно. Однако дальше разговоров дело не заходило. И вот, наконец, чудо техники оказалось в распоряжении российских футбольных судей.

    Определение положения "вне игры" остается самым трудным моментом в работе всех футбольных арбитров мира. Именно для того, чтобы помочь арбитрам в подобных игровых эпизодах, и была разработана данная система. Работает она так: на рукоятке флажка бокового судьи размещена кнопка, при ее нажатии на манжетку, закрепленную на запястье арбитра в поле, подается радиосигнал. Манжетка при этом начинает вибрировать и пищать, информируя главного судью о нарушении правил.

    Поможет ли это точнее определять положение "вне игры"? Вряд ли. Но хорошо уже то, что об определенном лайнсменом офсайде главный судья узнает моментально. Возможно, "бип-система" поможет избежать и некоторых других недоразумений. Вспомните, сколько споров возникало, когда голы забивались из офсайда, хотя боковые арбитры фиксировали его, а главные просто не замечали поднятого флажка и были вынуждены отменять взятие ворот лишь несколько минут спустя? Теперь это уйдет в прошлое: вибросигналы и звуковые эффекты вовремя доложат рефери о том, что игру надо остановить.

    В России "бип-систему" первыми опробовали арбитры, обслуживавшие матч "Динамо" - "Алания". Это была московская судейская бригада в составе Валентина Иванова, Евгения Волнина и Александра Лагуна.

    Выбор Иванова в качестве первопроходца в этом деле не случаен. Он не раз судил матчи Лиги чемпионов, где эта система появилась еще в 90-х годах прошлого века. По завершении матча Иванов и два его помощника работой "бип-системы" остались довольны. Да и со стороны самих футболистов и тренеров претензий к судейству не было.

    В разговоре с нашим корреспондентом президент КФА (Коллегия футбольных арбитров) Николай Левников сказал, что "бип-системы" были готовы уже к началу сезона-2004, однако до последнего тура проходили проверку. Когда тестирование их закончилось, было решено опробовать новинку в одном из матчей 17-го тура. Как сказал Левников, зарубежный комплект "бип-системы" оказался совсем не дешевым - около 750 долларов. Поэтому работники РФПЛ обратились за содействием к руководителям одного из отечественных предприятий, где и были изготовлены тридцать два аппарата. Правда, цена российского аналога пока не разглашается. Отныне использование такой аппаратуры станет обязательным для всех судей премьер-лиги. А уже в будущем сезоне КФА планирует снабдить "бип-системами" всех судей, обслуживающих матчи Высшего дивизиона.

    Интересно, что помимо "бип-систем" было еще несколько попыток внедрить в футбол разные электронные прибамбасы. В 1994 году после чемпионата мира по футболу в США там разразился настоящий футбольный бум. На волне всеобщего интереса к этому виду спорта американцы решили приложить руку к компьютеризации футбола, чтобы максимально снизить роль и значение арбитра на поле. К счастью или нет, у "рационализаторов" ничего не получилось. Все их революционные идеи с треском провалились, принеся лишь убытки.

    Для начала американские инженеры решили создать некоего компьютерного лайнсмена. Его задача была определять положение "вне игры" и сигнализировать об этом главному арбитру матча при помощи все той же "бип-системы". Принцип работы машины был такой. В компьютер закладывались параметры поля, и оно покрывалось невидимой сеткой из лазерных лучей. На бутсы, шорты и футболки игроков, а также на мяч крепились передатчики с различной частотой сигнала. Они позволяли компьютеру точно определять положение того или иного игрока в каждую секунду игры. И если, допустим, нападающий в момент паса своего партнера по команде находился ближе к воротам, чем защитник, то на манжетку главного арбитра матча приходило сообщение о положении "вне игры".

    Во время тестов машина себя проявила просто идеально. Не было зафиксировано практически ни одной ошибки. И речь уже зашла о том, чтобы всю эту конструкцию запустить в серию. Однако, как только работа электронного лайнсмена была опробована во время реальной встречи второго американского дивизиона, все надежды на серийный выпуск (и огромные прибыли, которые сулило это изобретение) рухнули. Выяснилось, что если бы разработчики даже учли возможность пассивного офсайда, то машина не смогла бы его определить чисто физически. Да и рекомендации ФИФА о преимуществе нападающего при определении офсайда, если он находится на одной линии с защитником или на полкорпуса ближе к воротам, настроения американским инженерам не прибавило. Искусственный интеллект - дело хорошее, прогрессивное, но, как выяснилось, полностью заменить человека на поле практически невозможно. К тому же если на арбитра, совершившего ошибку, подавать в суд бессмысленно, так как он всегда может сослаться на пресловутый "человеческий фактор", то в случае с машиной дело обстоит иначе. Если при видеоповторе будет доказано, что компьютер ошибся, и уж тем более когда эта ошибка повлияла на исход матча, то судебных разбирательств, которые повлекут за собой многомиллионные убытки, разработчикам не избежать.

    Так что "американская идея" в итоге провалилась. Судя по всему, до тех времен, когда компьютер сможет заменить живого судью, еще очень далеко. Пока машина может лишь кое в чем помогать ему. Так что в ближайшее время мы все еще будем слышать и про судейские ошибки, и про "человеческий фактор". Может быть, это не так уж и плохо. Ведь какой бы ни была игра, плохой или хорошей, но ее делают люди. А людям свойственно ошибаться...

    Поделиться