Между тем за несколько часов до этого заявления в главном офисе компании "ЮКОС" набилось около двухсот российских и западных журналистов. Охрана пускала всех без разбору, даже не глядя на удостоверения. На пресс-конференции собрался высший менеджмент "ЮКОСа" во главе с председателем правления компании Стивеном Тиди и пока еще председателем совета директоров Виктором Геращенко, который держался весьма удрученно. Г-н Тиди огласил заявление о том, что в случае продажи РФФИ "Юганскнефтегаза", главной "дочки" "ЮКОСа", обеспечивающей 60 процентов добычи нефти, компания вынуждена будет объявить о банкротстве. Кроме того, она не сможет выполнять обязательства по экспортным контрактам, заключенным от ее имени. Через пару минут после этого заявления биржи взвыли: акции "ЮКОСа" упали на 12 процентов - с 165 до 146 рублей за штуку.
Все это время руководство компании не теряло надежды договориться с правительством о реструктуризации задолженности налоговых долгов или их отсрочке. Только за последние три недели в разные инстанции компания направила 11 писем, в которых предлагала различные варианты по предотвращению своего банкротства. Но ни на одно из этих писем не получила ответа.
"Мы не знаем, чего добивается правительство, и просто хотим выяснить, что происходит", - раз десять за время 45-минутной пресс-конференции повторил Стивен Тиди. И примерно столько же раз Виктор Геращенко. Последнему, правда, был задан вопрос, почему бы ему в таком случае лично не прийти на прием в Кремль или в минфин, на что экс-председатель Центробанка попробовал отшутиться, что "Кремль, конечно, учреждение не закрытое, но так просто туда не пустят".
Текущую финансовую ситуацию в компании он охарактеризовал как "наличную неплатежеспособность". "Это отнюдь не означает, что компания не имеет денег, но все счета ее заблокированы", - сказал Геращенко.
Арест счетов "ЮКОСа" может повлиять на объемы экспорта российской нефти на мировые рынки уже в сентябре. Под угрозой, в частности, оплата услуг "Транснефти". Правда, ее представители уже заявили о том, что в случае прекращения поставок нефти "ЮКОСом", эти объемы могут быть замещены другими компаниями.
Между тем вчера, отвечая на вопросы журналистов по поводу возможного приобретения активов "Юганскнефтегаза" компаниями "Роснефть", "Газпром" и "Сургутнефтегаз", глава минэкономразвития Герман Греф сообщил, что в их повестке дня такой вопрос не стоит. А отвечая на реплику об участии государства в покупке "Юганскнефтегаза", холодно заметил, что оно "ни в чем участвовать не будет".