Так запечатлелся в сознании болгарских телезрителей финал зревшего давно раскола в Болгарской православной церкви (БПЦ).
Более 200 церквей в стране, где до сих пор служили противники главы БПЦ, патриарха Максима, 21 июля были временно закрыты и опечатаны. Произошло это по распоряжению болгарской прокуратуры на основании закона о вероисповеданиях, который, как говорится в тексте документа, нарушали раскольники.
Этот скандал начался еще в 1989 году, одновременно с разрушением коммунистического режима в Болгарии.
Суть претензий демократически настроенных представителей интеллигенции к иерархам Болгарской православной церкви сводилась к обвинениям последних в консерватизме, а также их нежелании признать факты сотрудничества с "коммунистической охранкой".
В июле 1996 года в церкви Святой Параскевы в Неврокопской епархии митрополит Пимен был провозглашен альтернативным патриархом Болгарии. Попытки снять Максима ни к чему не привели.
Осенью 1998 года после проведенного церковного Собора, участниками которого были высшие иерархи других православных церквей, легитимность Максима была подтверждена, а Пимен отказался от претензий на патриарший престол.
Однако уже в 2000 году требования "неврокопских раскольников", как назвали в Болгарии противников Максима, возобновились с новой силой. Этому в немалой степени способствовал новый закон "Положение о регистрации религиозных организаций". В соответствии с ним под названием "Болгарская православная церковь" могут быть зарегистрированы несколько церковных объединений, то есть и те, которые созданы "неврокопскими раскольниками".
Из-за того, что практически все основные церкви и храмы Болгарии оказались закрытыми, панихида по солдату, погибшему в Ираке, проходила под открытым небом.