Выставка современного искусства

В Новом Манеже, будем точны, показывают две выставки, собранные куратором Георгием Никичем для Форума художественных инициатив, - "Рай/Paradise" и "На курорт! Искусство России сегодня". Вторую уже показывали в Кунстхалле немецкого курортного города Баден-Бадена, но экспортный "Курорт" выглядит не лучше отечественного "Рая", разве что политизированней. Западнее наших границ считают, что современное искусство должно быть социально и политически активно, указывать на общественные язвы и в качестве горького лекарства помогать их врачевать.

У нас подобная активность нынче не в чести, наше современное искусство старательно налаживает хорошие отношения со зрителем, и, судя по выставкам прошедшего сезона, предпочитает декоративные эффекты и мягкую иронию (а лучше - юмор) эпатажу и фиксации внимания на болезненных для общества темах.

Для этого есть объективные причины, зритель явно ждет от искусства успокоения и удовольствия и не настолько чтит художников, особенно работающих в актуальных направлениях, чтобы терпеть от них болезненные уколы. А уж религиозной тематики, после нескольких судебных разбирательств, вообще лучше не касаться. Так что рай-парадиз художниками трактуется на этой выставке лирически и философски. Как страну ушедшего детства со сладостями и игрушками, как звездное небо и живописную геометрическую абстракцию. Есть работы эффектные, иронические, забавные, красивые, но действительно острых мало.

По-настоящему дерзкая, пожалуй, только одна, особенно если учесть, что показывали ее в Германии. Сергей Бугаев - Африка поставил игрушечное оружие, стреляющее красной краской, перед небрежно исполненными копиями условных "трофейных" картин. Для немцев проблема перемещенных во время войны художественных ценностей чрезвычайно болезненна, для нас она давно стала поводом для политических спекуляций. Инсталляция Бугаева и есть разрушение метафоры "картины, политые кровью", которой охотно пользуются те, кто считает, что реституционные споры разрешаются не законом, а подсчетом человеческих жертв, за которые как будто можно расплатиться искусством.

Еще в меру дерзким произведением можно считать несколько войлочных панно Василия Слонова, на которых карта страны, в которой мы родились, по границам изъедена молью. Причем ровно в тех местах, где страна наша потеряла свои территории. Но смелой эта работа выглядит больше в пересказе - серый войлок красив и мягок, утраченные территории аккуратно выщипаны (вряд ли дрессированной молью), а сами страдания о развале СССР кажутся изрядно устаревшими, молью траченными. Давно ясно - страдать бессмысленно, надо просто решать проблемы, возникшие в результате распада советской империи, народы которой теперь можно объединить только разумной внешней политикой.

Вот собственно и все действительно политически актуальное, что можно увидеть на двух выставках в Новом Манеже, где достаточно выдумки и забав, но мало серьезного. Хотя, повторяю, серьезного здесь больше, чем на любой выставке прошедшего сезона. Еще, правда, стоит сказать о живописи Владимира Брайнина. Он пишет фрагменты руинированных московских домов, где кариатиды, как живые, из последних сил, с гримасой страдания поддерживают готовые обрушиться стены старого города - рая детства.

Отечественное современное искусство, пришедшее к широкому зрителю всего-то лет десять назад, долго воспринималось этим зрителем как профанация высоких идеалов и просто забава самозванцев, назвавшихся художниками. Теперь его право на существование вряд ли стоит доказывать - художники работают технически изощренно и делают вполне понятные и зрелищные вещи, в которых много труда и выдумки, но все меньше боли и конфликта. Получается искусство, готовое к быстрому и приятному потреблению - такой арт-десерт.