Однако посмотрим на ситуацию с другой стороны. Что такое 70 рублей в месяц? Понятно, их явно недостаточно, чтобы обеспечить ребенка даже самым элементарным. Напомню, прожиточный минимум ребенка сейчас не менее 2200 рублей в месяц. Значит, необходимо срочно повысить размер пособия до этого или близкого к нему уровня? Для ответа на этот вопрос не столь важно, сколько дополнительных десятков миллиардов рублей придется изыскать федеральному бюджету и где их там взять. Более существенно другое: кому достанутся эти деньги. При мизерных доходах большей части российских родителей с несовершеннолетними детьми резко увеличенное пособие может стать важнейшим источником семейного выживания. Понятно, что возникает соблазн эти деньги потратить не на ребенка, а на другие цели, зачастую - просто пропить. Ведь сейчас это пособие выплачивается только семьям, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Не секрет, что среди них немало маргинальных, в которых родителям нет дела до судьбы собственных детей.
В последние годы внимание общественности привлечено к проблеме "детей улицы". Сколько их в России, не знает никто. Но все сходятся в одном - их позорно много для страны, пытающейся быть современной и цивилизованной. Беда России в том, что эти дети в своем подавляющем большинстве имеют живых родителей, которые, кстати, по нынешнему законодательству могут исправно получать эти пресловутые 70 рублей в месяц. Это, между прочим, стоимость двух бутылок низкокачественной водки или трех пачек простеньких сигарет. Пусть и небольшая прибавка, но для "страждущего" она, порой, как манна небесная.
Так, может быть, поищем другой способ действительно адресной доставки этих общественных ресурсов до самых нуждающихся детей?
В связи с льготными выплатами в обиход вошло понятие "социальный пакет". Имеется в виду предлагаемый за 440-рублевый вычет из обещанной денежной компенсации доступ к получению проездного билета на пригородный железнодорожный транспорт (40 рублей), раз в три года к путевкам в санаторий (50 рублей) и, наконец, к бесплатным лекарствам (350 рублей). Почему бы ни ввести вместо ежемесячного денежного пособия на ребенка специальный "детский пакет" на нынешнюю или большую сумму? Причем это можно сделать независимо от того, будут ли законодательно переданы все полномочия по установлению размера и порядку выплаты этого пособия регионам или это останется федеральной прерогативой.
Этот пакет должен включать в себя персонифицированное предоставление услуг, необходимых для улучшения положения каждого конкретного ребенка. В перечне этих услуг может быть оплата летнего отдыха, посещения детских садов, занятий в физкультурных и оздоровительных учреждениях, обучения в музыкальных и художественных школах, специального питания в школах, лечения, индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов и т.п.
Что для этого необходимо сделать?
Для начала сформировать полный реестр детей, находящихся в сложной материальной ситуации, то есть если семейный доход ниже местного прожиточного минимума. Составить перечень их основных проблем (ограниченный доступ к дополнительному образованию и организованному досугу, летнему отдыху, необходимость в лечении, специальном питании и т.д.). Затем определить усредненную стоимость "детского пакета" на одного ребенка. И, наконец, составить список учреждений, которые могут предоставлять услуги, входящие в состав "пакета".
Может быть, придется пересмотреть некоторые существующие местные программы. Например, обеспечение бесплатным питанием в школах. Сложившаяся практика показывает, что большинство детей этой едой пренебрегают: "сосиска с булкой" - это невкусно. В результате значительная часть продуктов не съедается, выкидывается или разворовывается. Нужно отказаться от всеобщей уравниловки и сконцентрировать выделяемые на эту программу деньги только на малообеспеченных детей с предоставлением им (в идеале!) индивидуально разработанных диет.
Возможно, и даже необходимо подключение бизнеса и общественных организаций для активного участия к предоставлению "детского пакета". Бизнес может помочь деньгами, а общественные организации проследят, чтобы все делалось в интересах ребенка.
Очень важна процедура предоставления "детского пакета". Никак не обойтись без широкого оповещения через местные СМИ, а также органы социальной защиты информации о возможности получения данного пакета. А потом принимать заявления от родителей из малообеспеченных семей с последующей проверкой их реальной нуждаемости. Понятно, что не все неблагополучные дети будут выявлены через заявления родителей. Когда станет известно, что речь идет не о живых деньгах, на которые можно купить водку или сигареты, наиболее запущенные родители о потребностях своего ребенка заявлять не станут. Вот тогда надо озаботить социальных работников, а также общественность (прежде всего учителей, участковых врачей и милиционеров).
Что должно происходить дальше?
После того как будет обследовано положение каждого ребенка, придет черед формирования личных "пакетов" - кому-то оплата летнего отдыха, кому-то - лечения и т.д. Предложения должны быть обсуждены с родителями (если они способны на это). Затем заключен договор с ними, согласно которому местная власть возьмет на себя обязательства обеспечить услуги, необходимые ребенку, а родители - следить за тем, чтобы их чадо их получило (например, не прогуливало занятия в спортивной секции, пользовалось специальным питанием и пр.). Такое соглашение может быть заключено на полгода-год, а затем, в зависимости от ситуации в семье, продлеваться. Если родители невменяемы, то для обеспечения "детского пакета" надо подключать общественность, которая будет следить за его полной реализацией.
Мы много говорим о неудовлетворительном положении подрастающего поколения России. И это правда. Более половины из них - больны, не меньше живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. Но почему-то ничего не меняется, становится только хуже. Банальную фразу "дети - наше будущее" уже давно можно понимать буквально: мы рискуем получить нездоровое и маргинальное будущее, перечеркнув, тем самым, перспективы России как конкурентоспособной державы. Поэтому от слов пора переходить к делу. И вместо словесной трескотни на многолюдных конгрессах "в защиту" давайте займемся проблемами конкретного ребенка. И обеспечим всем нашим детям достойную жизнь. Здесь и сейчас.