Джаггер в Москве

"Никакой другой музыкальный фильм на моей памяти так не ошеломлял, полностью погружая в атмосферу и фактуру реального рок-концерта", - писал известный американский критик Роджер Эберт. По отзыву Эберта, в киноварианте концерт смотрится намного эффектней и зрелищней, чем "вживую" на стадионе: "Это как если бы мы находились прямо на сцене так близко от "Роллингов", что можно пересчитать сигареты в пачке у Билла Уаймэна".

Режиссер фильма Джульен Темпл смонтировал материал пяти концертов в Турине, Берлине и Лондоне, где звучат 15 песен. Дожидаясь съемок были использованы несколько камер системы IMAX, причем самые потрясающие кадры - те, где во весь циклопический экран, сколько хватает взгляда, беснуется людское море десятков тысяч фанов. Кадры с Миком Джаггером поражают энергией, которую излучает музыкант и которая до зрителей дальних рядов стадионов практически не доходит - особенно в знаменитом номере с надувными куклами. Впечатляет оформление - декорации Марка Фишера, идея которых навеяна фильмом Ридли Скотта "Бегущий по лезвию бритвы".

"Это не просто документальный фильм о гастролях, о переездах, о том, как вы работаете или как после концерта возвращаетесь к себе в отель, - сказал по поводу картины Мик Джаггер. - Такое, я думаю, зрители видели уже сотни раз. Мне показалось, что не будет ничего страшного, если зритель на этот раз не увидит, как мы играем, скажем, в видеоигры. Чем повторять уже много раз виденное и ездить по изъезженному, может быть, лучше показать людям просто хороший концерт". "Это все-таки был эксперимент, - признавался впоследствии Мик Джаггер. - Для съемок требовалась совсем другая аудитория, и это меня привлекало больше всего". Кейт Ричардс с ним согласился: "Это то, чего нельзя увидеть в обычном кино или по ТВ. Тут - почти что живой концерт!"

"Разница между обычным кино и широкоформатным лежит на неврологическом уровне, - считает режиссер Роман Кройтор. - Экран заполняет все поле зрения, включая и боковое. Из-за того, что изображение покрывает всю площадь сетчатки глаза, ваш мозг воспринимает информацию не столько о том, где вы находитесь на самом деле (то есть в кинозале), а о том, что вы видите на экране. Так возникает ощущение, что вы - внутри снятых на пленку событий".

Музыка к фильму записывалась с помощью 48-дорожечной цифровой системы. Некоторые фрагменты использовались в выпущенном потом альбоме Flashpoint, который был составлен из записей, сделанных во время гастролей. "Формат IMAX идеально подходит для идеального звука, - считает звукорежиссер Пол Масси. - Расположение громкоговорителей таково, что они позволяют воспроизвести накал звука, который был на "живом" концерте". У зрителей появляется фантастическое ощущение, что вокруг них реально шумит толпа фанатов".

Среди гостей и участников московского праздника по случаю "почти живого" концерта "Роллингов" ожидаются Андрей Макаревич, Владимир Матецкий, Владимир Пресняков, Дмитрий Маликов, Михаил Звездинский, Бари Алибасов, Гарик Сукачев и другие звезды российского шоу-бизнеса.