Исторически так сложилось
А вы задавались вопросом, почему в обычную розетку нельзя включать стиральную машинку, а приходится тянуть отдельную силовую линию? И какая связь между всем этим и тем, что в Бескудникове в прошлом году из-за перегрузки сгорел трансформатор и без света остался чуть ли не весь север Москвы?
Во времена существования Советского Союза рядовой гражданин знать не знал, что бывают полы с подогревом и что обычный фен может быть мощностью полтора киловатта. В страшном сне энергетикам не могло присниться, что в одной квартире станут работать: компьютер, телевизор, водонагреватель, стиральная машина, посудомоечная, магнитофон, джакузи, ну и там по мелочи: лампочки, радио, телефоны...
- Самым мощным прибором был утюг. Максимально брал один киловатт, - рассказывает Галина Цызина, старший специалист техотдела "Моспроекта", - а сейчас на квартиру набирается до 10 киловатт и больше.
Например, норма на квартиру в типовой пятиэтажке была 3,5 киловатта. Исходя из этого прокладывалась внутридомовая проводка, на соответствующую мощность рассчитывались местные подстанции, тянулись кабели к теплоэлектростанциям. В результате на весь этот огромный исторически сложившийся маломощный жилой массив "свалились" девяностые годы с их изобилием бытовой техники и с ростом благосостояния граждан. В середине 1990-х в городе уже вовсю шло строительство нового жилья. Сейчас ежегодно вводится порядка 4,5 миллиона квадратных метров жилья. В результате примерно к 2000 году рост жилья и энергопотребления уравновесились с имеющимся резервом энергетики. И дальше потребности уже начали превосходить возможности. В 90-х годах прежних "советских" инвестиций в энергетику больше не было. И фактически нет до сих пор.
По оценкам Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы, порядка 40% оборудования на подстанциях изношено полностью. Более 35% кабельных линий имеют свыше 30 лет эксплуатации. За прошлый год по крупным питающим центрам "Мосэнерго" произошло 28 отключений. Мосэнерговцы предупреждают, что без инвестирования в сети даже при самом самоотверженном труде ситуация может стать критической. Передача электроэнергии, точнее говоря, невозможность ее нормальной передачи, и есть самая большая проблема.
Новоселье отменяется
Гасан Гасангаджиев, начальник отдела электроснабжения и уличного освещения ДТЭХ Москвы показывает схему - карту города, на которой районы раскрашены разными цветами в зависимости от наличия или отсутствия резерва мощностей для подключения новых абонентов. Зеленый - это где все хорошо, где еще есть резервы. Таких на карте всего три пятнышка. Они на северо-западе и западе. Примерно в половине города - средняя степень. А практически весь юго-запад, запад и часть юга имеют красный цвет. Это значит, что здесь системой электроснабжения районы не обеспечены.
В первую очередь это неприятная новость для будущих новостроек. Чтобы подключить дом к электросети, кабель, возможно, придется тащить за несколько десятков километров. Как это, к примеру, случилось с новым домом на юго-западе, который подключили к подстанции в Северном Бутове. И хорошо, что дом не в центре, потому что прокладывать любую коммуникацию в Москве смерти подобно, настолько велика концентрация труб и проводов под землей. А вполне может статься, что в районах "красной зоны" - Чертаново, южная часть центра, Ясенево, Коньково - и во многих других вновь построенные дома останутся вовсе без света. Это вполне может означать то, что 25 тысяч человек в будущем году справить новоселье не смогут.
Между тем несколько лет назад были утверждены новые нормы мощности для жилья. Сейчас на обычную квартиру в каждом доме полагается по десять киловатт электроэнергии. В улучшенном жилье - от 15 до 50 в расчете на джакузи, полы с подогревом и прочие энергоемкие приборы. Причем эти 10 киловатт рано или поздно могут появиться у всех, даже у жителей самых древних домов. По словам Гасана Гасангаджиева, в городе ежегодно модернизируются внутридомовые электросети в тысяче жилых зданий. Но только в тех, где это позволяют сделать кабели до подстанции, энергогенерирующей установки и т.д. Стоимость модернизации электрики одного дома составляет порядка 300-350 тысяч рублей в зависимости от дома. Но проблема, как подвести электричество к дому и где его взять, требует куда больших капиталовложений. Сегодня "Мосэнерго", по данным ДТЭХ, перекладывает ежегодно от 70 до 100 километров кабелей. По разным оценкам, нужно от 140 до 200. И еще 120-150 подстанций. При сегодняшних же темпах реконструкции ликвидировать насущные проблемы удастся только через 12 лет, в течение которых будет вырабатывать свой ресурс все новое и новое оборудование, что в итоге может привести, по прогнозам некоторых экспертов, к срыву программы жилищного строительства. Сейчас уже есть данные, что в этом году проблемы с электричеством будут в 30% новостроек, а в следующем - в 50%. В общей сложности сейчас городу на ликвидацию всех своих энергетических проблем нужно, по самым скромным подсчетам, 35 миллиардов рублей.
Инженеров никто не слушал
Проблемы в энергетике возникли не сейчас. "Мосэнерго" и городская администрация на вопрос, а где же они были раньше, валят друг на друга. Мол, были озабочены другими вопросами.
- Инженеры знали об этом и предупреждали, - честно говорит Владимир Мохов, первый заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Москвы, - но, видимо, экономисты к ним не прислушались.
- Существующие тарифы не позволяют ОАО "Мосэнерго" в необходимом объеме осуществлять строительство и модернизацию энергетических мощностей, - сообщили "РГ" в пресс-службе энергокомпании. - Необходимо повышение тарифа в разы, что невозможно при существующем уровне жизни населения.
Возможно, грядущее реформирование "Мосэнерго" существенно выровняет ситуацию. "РГ" уже неоднократно писала о том, что появятся три энергокомпании, в том числе и сетевая, в которой контрольный пакет акций планирует получить столичное правительство. Власти говорят, что поскольку они смогут контролировать средства, полученные от тарифов, то будут и распоряжаться ими более разумно. Кроме того, всегда проще дать бюджетные деньги на свою энергосистему, чем в принадлежащую сторонней организации. Хотя какая она, по большому счету, сторонняя, если и город, и энергетики обслуживают одну и ту же Москву?
Посмотрим, чего стоят эти планы и удастся ли обойтись без глобального подорожания электроэнергии. Дело в том, что до перестройки киловатт-час стоил 4 копейки - на копейку дороже билета на трамвай. Кроме этого тарифа существовала государственная инвестиционная программа по энергетике, которая финансировалась по отдельной строке в федеральном бюджете. Сейчас такой программы не существует, а киловатт-час стоит в десять раз дешевле билета на трамвай. Конечно, нельзя исключать, что сейчас действительно не все делается для того, чтобы максимально профинансировать ремонт. Но в любом случае очевидно, что на существующем тарифе многого не починишь. В последнее подорожание электричества (оно составило 13%) 10% были "газовыми". Цена газа в этом году выросла на 20%. Поскольку он дает 40-50% стоимости тарифа, то, соответственно, РЭК автоматически поднимает цену на электричество на 10%. И еще на 3% увеличение стоимости киловатт-часов - это на инвестиции, зарплату, развитие. И такая ситуация продлится до тех пор, пока цена газа будет расти.
Впрочем, в последние годы город морально осознал и подготовился к предотвращению энергетического кризиса. В этом году столичные власти выпустили два принципиальных постановления. Одно - о развитии генерирующих мощностей. Другое - об основных направлениях развития системы теплоэлектроснабжения столицы до 2020 года, где есть строки и о необходимом ремонте, и о модернизации. Прекрасные постановления. Денег только на них, как прекрасно видно, в тарифе нет. И у города, по большому счету, тоже нет. Два месяца назад для того, чтобы покрыть долги перед энергетиками, городу пришлось "залезать" в деньги, отложенные на субсидии москвичам в третьем квартале. Впрочем, как говорит первый заместитель мэра Юрий Росляк, уже есть желающие вкладывать свои средства в городскую энергетику и осенью должны пройти первые конкурсы. Хотя верится в это, если честно, с трудом: отечественные инвесторы, как правило, не любят "долгие проекты", предпочитая быстрые дивиденды.
Но дай бог, чтобы появились частные инвесторы, чтобы городской сетевой компании удалось сделать то, чего не удается "Мосэнерго". Но огорчает другое. Энергетика - это не быстрые деньги, но всегда стабильный сбыт. Энергетика - жизненно необходимая отрасль для миллионов людей, очень сложная и дорогостоящая, которую в одиночку и "Мосэнерго", и городу тянуть очень сложно. Так почему же власти и энергетики за прошедшие после развала СССР 13 лет никак не могут найти общего языка для того, чтобы семейство Негорелых могло греть чай, не выключая телевизора?