Поводом к рассмотрению дела стали жалобы предпринимателей на нарушение их прав. Основанием к рассмотрению дела явилась неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции оспариваемые заявителями положения. Речь идет, в частности, о том, как долго налоговики могут проводить выездную проверку. По закону этот срок не может быть больше двух месяцев. В исключительных случаях время пребывания налоговых инспекторов в компании может быть продлено до трех месяцев. Однако при принятии закона осталось за кадром, имеется ли в виду календарный срок или же только то время, которое контролеры проводят непосредственно в компании. То есть, придя в фирму на три дня и изъяв документы, они могут вернуться еще раз, а потом еще - и так до тех пор, пока нарушение не будет найдено.
Решение Конституционного суда не оставляет сомнений: налоговые органы могут приостановить выездную налоговую проверку в любой момент и не засчитывать этот перерыв в двухмесячный срок, отведенный им по закону.
Фактически, по мнению некоторых аналитиков, это дает им право растягивать проверку на неопределенный срок. Однако не все эксперты считают, что стоит драматизировать ситуацию. Так, Эдуард Кучеров, руководитель департаментов налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит" говорит: "На мой взгляд, здесь большой проблемы нет. Согласно Налоговому кодексу в этот двухмесячный (или трехмесячный срок при его продлении) включается время фактического нахождения налоговых органов по месту нахождения налогоплательщика. Когда они забирали документы и уходили, течение срока приостанавливалось. И никакой истерики по этой проблеме не было.
Это ограничение было направлено на то, чтобы у налогоплательщиков в офисах целыми месяцами не сидели налоговые инспекторы, не отвлекали их от работы. В то же время налоговая инспекция вправе в любой момент вне зависимости от того, проводит или не проводит она проверку, истребовать любой документ. Поэтому это ограничение, на мой взгляд, ничего не меняет".
Президент объединения предпринимателей "ОПОРа РОССИИ" Сергей Борисов в принципе не опровергает эту точку зрения. "Конечно, предприниматели оказываются несколько ущемлены в своих правах, но это с чисто человеческой точки зрения, - заявляет он. - А с точки зрения права - проведение проверки вне предпринимательского объекта не должно создавать препятствий для хозяйственной деятельности. Что же касается изъятия на проверку документов, необходимых для постоянной работы предприятия, то здесь, извините, все равно где проходит проверка - на самом предприятии или в стенах налоговой инспекции - нарушается право предпринимателя, временно ограничивается и его деятельность".
Отметим, что, по данным налоговиков, налоговые проверки приносят солидные доначисления в бюджет. По результатам камеральных и выездных проверок в государственную казну за 2003 год дополнительно начислено около 274,8 миллиарда рублей. Прирост сумм дополнительно начисленных платежей на 9,2 пункта опережает прирост налоговых поступлений (15,4 процента).
За I квартал 2004 года по результатам выездных и камеральных проверок налоговыми органами доначислено 115 миллиардов рублей (по предварительным данным), проведено 62,5 тысячи выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций и 23,2 тысячи проверок физических лиц. Сумма доначисленных платежей по результатам выездных проверок по сравнению с I кварталом 2003 года увеличилась на 24,8 миллиарда рублей, или в 2 раза, и составила 48,9 миллиарда рублей.