- Все дело в том, что "саморегулируемая организация" - это абсолютное новшество для российского права, для нашего менталитета. Речь идет о принципиально новых механизмах регулирования предпринимательской деятельности, которых российская экономика раньше не знала. Конечно, какие-то макеты такого рода механизмов существовали и существуют (это институты профессионального общественного регулирования), и словосочетание "саморегулируемые организации" присутствует в нескольких законах, но они обозначают разный смысл и друг другу противоречат.
Отсюда так много споров. Во-первых, эти споры связаны в 90 процентах случаев с недопониманием, что это такое, остальные 10 процентов - это споры трех групп оппонентов. Первая группа - это чиновники традиционного мышления, которые считают, что они лучше бухгалтера знают, как строить бухгалтерский отчет, лучше строителя, как строить и т. д.
Совершенно очевидно, что государство действует как система, в развитых странах и у нас государство тоже действует как система - есть общество потребителей и есть нормы, защищающие их права. А предпринимателя как системы нет. В результате предприниматели оказались между молотом и наковальней. С одной стороны, им диктуют стандарты, ограничивая их волеизъявление, с другой - потребители начинают потихонечку набирать силу и поодиночке этих предпринимателей "топтать". Поэтому, обобщив мировой опыт, мы выстроили систему, которая учитывает весь эволюционный опыт Европы и развитых стран и позволяет привязать эту схему к России.
Вторая группа - это система Торгово-промышленной палаты, которая, согласно внесенному в Госдуму законопроекту "О ТПП", хочет присвоить себе все избыточные функции государства, и в частности хотела бы заменить собой все СРО во всех областях, т.е. руководить и представлять интересы всех СРО. В принципе, это возможно, но для этого ТПП, созданная 50 лет назад и не изменившаяся до сегодняшнего дня, должна пройти глубочайшую реформацию. И последняя, третья группа - это те, кто создавался по закону о некоммерческих организациях, различные ассоциации и предпринимательские организации. Но что получилось? Ассоциации есть, а прав, ответственности и обязанностей у них нет. Они и не намерены принимать на себя эти права и обязанности и при этом говорят, что закон настолько плох, что если его сейчас принять, то огромное количество "уважаемых" ассоциаций, которые не смогут отвечать формальным признакам этого закона, потеряют это "уважение".
Да, это правда, но на сегодняшний день по учету в минюсте таких организаций примерно около 300 тысяч. Может, разумное сокращение пойдет только на пользу.
Отмечу, что закон "О саморегулируемых организациях" сегодня необходим и для успешного проведения административной реформы. Сейчас в ее работе составлены паспорта функций каждого ведомства, чтобы учесть все функции и решить, что с ними делать. Их надо разнести по пяти полочкам. Первая - исключить функции из полномочий ведомства, как противоречащие действующему законодательству и дублирующие их функции. Вторая - отнести функции к компетенции федерального закона, то есть изъять у чиновников и прописать в законе. Третья - отнести их к компетенции Правительства РФ. Четвертая полочка - отнести их к компетенции саморегулируемых организаций по мере их появления. Пятая полочка - временно оставить в компетенции ведомства. Получается, что часть функций государства надо отдать саморегулируемым организациям. Это вовсе не означает, на свободу рынка - функции будут отнесены к компетенции специальных институтов профессионального общественного регулирования (СРО), как установленным законом "О СРО", так и специальными законами по различным видам деятельности.
К сожалению, что такое убрать или оставить функции, знают все, как отнести к компетенции закона и Правительства - тоже, а вот что такое СРО, никому не понятно, поэтому столько споров. Но к сегодняшнему дню произошло главное: критическая масса людей, понимающих, для чего нужны СРО и как они будут функционировать, созрела до такой степени, что ее уже не остановить.
Мы постарались более четко сформулировать и дополнить некоторые аспекты. Например, в начальном тексте просто упоминался механизм материальной ответственности, а теперь подробно расписано, что это за механизм. Была нестыковка полномочий коллегиального органа и общего собрания, мы это устранили. Изменено количество участников объединения в составе саморегулируемой организации: оно увеличено с 10 субъектов предпринимательской деятельности до 25. Саморегулируемыми организациями теперь могут стать Негосударственные пенсионные фонды, в законопроекте прописано создание союзов СРО. Более детально изложено все, что касается контроля государства за СРО. Внесены изменения и в порядок формирования источников имущества саморегулируемых организаций.
Существовали возражения и со стороны отдельных ведомств, но в рабочем порядке эти возражения были согласованы. Надеюсь, что в ближайшие дни на основе этих соглашений будут внесены поправки от Правительства РФ. Таким образом, большой этап подготовки к законопроекту "О саморегулируемых организациях" будет закончен.