А уже на следующей неделе в минэкономразвития из всех профильных министерств ожидают отраслевые программы развития, главное место в которых займут предложения о том, каким образом и от каких именно лишних государственных унитарных учреждений типа "Гидротехпромснипляп" отрасли намерены избавляться в первую очередь. По данным минэкономразвития, сегодня в России насчитывается 9222 ГУПов федерального значения. Плюс еще 11 тысяч региональных. Большинство из них в том виде, в каком они существуют, государству не нужны.
Напомним, что в начале 90-х государство по разным соображениям не отдало на откуп в частные руки все эти госпредприятия научного, образовательного, строительного, медицинского, контрольно-надзорного толка. Однако предоставило им возможность заниматься коммерческой деятельностью. В итоге, как говорят в минэкономразвития, получилось "ни то, ни се". Руководство ГУПов, назначаемое органами власти и формально подчиняющееся им, жило припеваючи. Оно задарма пользовалось государственным имуществом, пачками сдавая его в субаренду, да еще получало различные льготы, госзаказы. И при этом, заметим, никакой финансовой ответственности перед фактическими собственниками - министерствами и ведомствами не несло.
Плох или хорош в целом оказался подобный менеджмент, говорит тот факт, что в 2003 году согласно закону об унитарных предприятиях на утверждение собственникам - министерствам и ведомствам - было представлено всего 2,5 тысячи планов ведения финансово-хозяйственной деятельности. Это было тотальное признание в убыточности. Доходность, сообразно этим планам, не превысила, считают в МЭРТе, и одной десятой процента на вложенный в них капитал. Руководители остальных 6,5 тысячи ГУПов устроили заговор молчания, продемонстрировав полное игнорирование собственника. Словом, необходимость большой чистки неэффективных ГУПов созрела. А примерный сценарий этой чистки, разрабатываемый в том числе в минэкономразвития, практически готов.
Впрочем, на вопрос корреспондента "РГ", сколько ФГУПов будет ликвидировано в ближайшее время, Игорь Гречухин высказался весьма оптимистично:
- Ликвидация - это способ, который будет использоваться в крайнем случае, поскольку любое унитарное предприятие - уже некая бизнес-единица, которая хорошо ли, плохо ли, но работает на рынке.
По его словам, в первую очередь будет рассматриваться возможность реформирования ФГУПов. Это либо акционирование с главным акционером в лице государства, либо продажа с аукциона новому собственнику, либо передача в собственность регионов и муниципалитетов, либо "перепрофилирование" в государственные учреждения.
- Например, при минэкономразвития в начале года было около 115 предприятий и учреждений, - поясняет Игорь Гречухин, - из них 70 торговых техникумов в разных регионах страны. Все эти образовательные учреждения соответственно планируется передать с федерального баланса в собственность регионов.
Отдельно речь пойдет о ФГУПах, представляющих для государства интерес с точки зрения выполнения ими специфических функций. В том случае, если даже комиссия примет решение о сохранении этих предприятий в федеральной собственности, они будут преобразованы в государственные учреждения, а жить соответственно будут исключительно за счет бюджета.
Признаки, по которым государство намерено расставаться с ненужными ему унитарными предприятиями, уже также сформулированы.
- Если сегодня ФГУП зарабатывает средства на рынке самостоятельно, то это станет первым звонком для того, чтобы отправить его "в рынок", - говорит Гречухин.
Вторым важным критерием отбора будет уставная деятельность предприятия. Впрочем, по каждому из 9 222 ФГУПов, а с этой целью, собственно, из профильных министерств и ждут отраслевые программы развития, будет приниматься, как выразился Гречухин, "пообъектное решение", то есть анализироваться его устав, вид деятельности, финансово-хозяйственные результаты, "уникальность" исполнения тех или иных функций.
Если же выяснится, что тот или иной ФГУП прибыли не приносит, самостоятельного значения не имеет, а только паразитирует за счет государства, то, несомненно, его ждет ликвидация. На практике ею займется ликвидационная комиссия под контролем Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Такое радикальное решение будет принимать собственник. А сам неприятный процесс займет около полугода, как, впрочем, предусматривает закон. Правда, здесь, по словам Гречухина, заложена мина замедленного действия. В частности, по Закону о приватизации ФГУП может быть акционирован в ОАО, если его имущества хватает для того, чтобы сформировать минимальный уставной капитал, который в настоящее время составляет всего лишь 100 тысяч рублей (чуть больше 3 тысяч долларов). На самом деле, это очень небольшие деньги. Кстати, по результатам недавнего анализа, в минэкономразвития выяснили, что среди унитарных предприятий сегодня в России числится более 2000 ФГУПов с не более чем десятью работающими сотрудниками, включая директора и водителя, а чистые же активы такого вот ФГУПа сущие крохи - около 9 тысяч рублей.
В связи с этим в минэкономразвития готовится ряд поправок в Закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". В частности, при преобразовании ФГУПов в ОАО предлагается изменить в сторону увеличения размер минимального уставного капитала, выручки предприятия и численность сотрудников.
- Это позволит быстрее продавать с молотка имущество неэффективных унитарных предприятий и не возиться с тысячами ГУПов, которые вознамерятся акционироваться, - поясняет Игорь Гречухин.
Означают ли эти опасения то, что министерства начнут противиться ликвидации своих унитарных дочек?
- Легкий конфликт интересов, разумеется, будет. Объективно министерства заинтересованы в развитии курируемой сферы деятельности, в том числе за счет ФГУПов, а правительство - в сокращении неэффективного нерыночного сектора. Но это не означает, что ведомства будут диктовать условия игры. Мы к этому готовы, - подытожил Гречухин.
После "пообъектного анализа нужных и ненужных ФГУПов" федеральная программа приватизации на 2005-2008 год будет существенно расширена и дополнена. Что же касается ближайших планов, то уже к концу 2004 года на продажу будут выставлены федеральные предприятия здравоохранения (за исключением тех, которые осуществляют санитарно- эпидемиологический надзор), полиграфической, топливной промышленности, нефтегазового комплекса, морского и речного транспорта, внешнеэкономического блока. Всего в 2004 году от приватизации этих предприятий планируется получить более 40 миллиардов рублей дохода.
За будущее десятков тысяч работников упраздняемых ФГУПов в минэкономразвития особо не беспокоятся: многие, мол, уже научились зарабатывать, а значит, не пропадут. Тем более на половине этих предприятий количество работников не превышает пятидесяти человек, так что о массовой безработице вряд ли можно говорить.
- Сегодня это унитарное предприятие. А завтра, к примеру, акционерное общество, - рассуждает Гречухин. - Предприятие-то остается, меняется только его форма. Если же его продадут, тоже нечего паниковать. Что такое продажа? Обычная смена собственника"...
Кроме того, по словам Гречухина, никто не помешает коллективу в случае решения о продаже ФГУПа выкупить его на аукционе. Правда, теперь это будет сделать сложнее. Льгот при приватизации для работников, как это было в начале 90-х, уже давно нет.
Что касается дальнейшего существования тысяч муниципальных и региональных ГУПов, то, по словам Гречухина, необходимость разобраться со своим имуществом и отсеять лишние предприятия у муниципалов "все равно рано или поздно возникнет". Хотя бы в силу требований Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".