28.07.2004 01:30
    Поделиться

    Пробелы в реформе образования

    Считается, что модернизация образования - наиболее продвинутая часть социальных реформ. Уже полным ходом идет внедрение многих новаций: кроме ЕГЭ, это и государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), и профильная школа, и многое другое. Но общественное мнение недовольно: по прессе кочует поток негативных публикаций. Не так давно более 400 выдающихся представителей науки и образования обратились к президенту с открытым письмом, фактически поставив под сомнение все, что сделано за последние годы.

    Можно, конечно, от этого отмахнуться: мол, общественное мнение непрофессионально, а образовательное сообщество консервативно. В первый раз, что ли, делаем реформы через колено? Но важно определиться, что нам нужно: модернизация ради модернизации или все-таки конкурентоспособная Россия? И прежде всего давайте разберемся: а нужна ли нам реформа образования? Я не сомневаюсь, что нужна. С моей точки зрения, причин для ее проведения очень много.

    Резко снизилось качество школьного обучения, что подтверждается оценками всех специалистов. Да и ЕГЭ в этом году показал, что в среднем на "четверку" российские выпускники школ знают только иностранные языки. По остальным предметам (математике, истории, русскому языку, химии) в итогах значится "тройка", правда, крепкая. А высшие 100 баллов сумели набрать только 0,03 процента экзаменуемых.

    Радоваться, конечно, нечему, но и удивляться тоже. Уже не первый год идет чехарда с содержанием учебных программ. И вообще реформа скатилась в примитивный вузоцентризм. Это и неудивительно: инициативу взяли на себя наиболее продвинутые университеты и в первую очередь Высшая школа экономики. Именно поэтому за бортом остались проблемы школы, начального и среднего профобразования, содержания школьных учебных программ. Усилия сосредоточились на проверке качества знаний у школьных выпускников, искоренении предвузовского репетиторства - для этого придумали ЕГЭ. Попытались предложить и новый механизм финансирования обучения в вузах - ГИФО. Единственное, что было предложено в отношении среднего образования, - введение профильной школы, которая должна была бы интенсивнее готовить учеников к будущему обучению снова же в вузах.

    Практически произошел развал системы начального и среднего профессионально-технического образования, что породило острый дефицит квалифицированных рабочих кадров. И совсем другая картина с выпускниками высшей школы. С одной стороны, многие из них не соответствуют современным требованиям. С другой стороны, из-за несоответствия структуры выпуска специалистов с высшим образованием и потребностями рынка труда даже хорошо подготовленные молодые люди не находят применения своим знаниям.

    Все это следствие серьезных проблем, в том числе и скопившихся внутри самой системы образования. И в первую очередь их определяет совершенно недостойная оплата труда. Неудивительно, что столь широкое распространение получила практика неформальных платежей со стороны родителей и прямой коррупции, например, при поступлении в вузы и во время учебы в них.

    Такой ворох задач требует очень широкого подхода для их решения, жесткой увязки с другими назревшими социальными реформами. Кроме того, очевидно, не обойтись без постоянных консультаций с обществом, мониторинга последствий даже самых незначительных шагов и смелости корректировать (иногда радикально) собственные действия. У меня создается впечатление, что при проведении модернизации образования все эти элементарные, но жизненно важные истины были проигнорированы. Результат налицо: мы сейчас снова стоим на перепутье, собираясь с мыслями.

    И что на выходе? "Не верю", - как говорил классик. Казалось бы, прогрессивные предложения, но почему-то налицо массовое недовольство родителей и учеников, учителей и даже ректоров. Почему так получилось? Разработать и эффективно провести такого рода реформу невозможно только усилиями изнутри отрасли и профессионального сообщества. Заказчиком услуг школ, техникумов и вузов является общество. Оно и должно определять, что ему надо от системы образования.

    Для обеспечения конкурентоспособности России, если речь идет о человеке, мы нуждаемся в очень многом. Это не только сумма знаний, но и навыки их самостоятельного приобретения. Это не только механическое перенесение на нашу почву учебных курсов по основам рыночной экономики, но и умение подрастающего поколения социализироваться в нашем непростом мире. Это, наконец, овладение не только тонкостями товарно-денежных отношений, но и всем богатством общечеловеческих ценностей, моральных и этических установок. ЕГЭ, ГИФО и всякие прочие тонкие технологии здесь только одни из возможных инструментов для достижения цели - сделать нашего человека конкурентоспособным.

    В системе образования принципиально важна фигура Учителя с большой буквы. Это и воспитатель в детском саду, и школьный учитель, и университетский преподаватель. Но чему он может научить, если у него нищенская зарплата, если нет времени и денег, чтобы покупать книги, если, наконец, он уже скоро выйдет на заслуженный отдых? Остро не хватает молодых, энергичных, незашоренных специалистов. Но как образованию выиграть за них конкурентную борьбу, например, с бизнесом? В том направлении, в котором идет сегодня реформа образования, ответы на эти и многие другие вопросы мы не найдем.

    Пришло время по-новому взглянуть на процессы, проходящие в системе образования. Прежде всего надо подвести итоги первых лет реформ. Это должно сделать все общество, сформировав под эгидой президента специальную комиссию, в которую вошли бы представители всех слоев и политических сил. Отделив удачи от неудач, можно определяться с долгосрочной стратегией, сформировать план совместных действий и приступить к его реализации.

    Один элемент такого плана был озвучен на недавней встрече Владимира Путина с представителями бизнес-сообщества. Это возрождение профессионально-технического образования. Экономика сейчас ощущает острую нехватку квалифицированных рабочих и техников. Так почему бы напрямую не передать бизнесу функцию по подготовке этих кадров (предусмотрев конкретные меры государственной поддержки этой деятельности), вместо того чтобы продолжать выбрасывать на ветер бюджетные деньги?

    Еще один вопрос для безотлагательного обсуждения и выработки решений: организация оплаты труда в образовании. Это тем более актуально в связи со скорой отменой обязательного характера для регионов Единой тарифной сетки. Не менее важная тема - стандарты содержания образования. Без гласного и широкого обсуждения приемлемого качества обучения не получить.

    Этот список можно продолжать и продолжать. Так давайте все вместе будем постепенно его сокращать.

    Поделиться