Военкомы берут и садятся
Если суммировать все сказанное им о безобразиях в комиссариатах, то напрашивается малоприятный вывод: в военкоматах служат если не самые богатые в России люди, то самые жадные - точно. Непомерной страстью наживы одинаково охвачены лейтенанты и полковники во всех российских городах и весях.
О мздоимцах в погонах прокуроры главным образом узнали из четырех с половиной тысяч жалоб граждан, обратившихся в 175 консультационно-правовых центров в 140 населенных пунктах. Только сотрудникам ГВП пришлось разбираться с полутора тысячами "сигналов". Оперативные проверки породили немало уголовных дел, в итоге 27 должностных лиц военкоматов привлекли к ответственности (в том числе уголовной) по горячим следам.
Генерал Савенков убежден: такие дела необходимо расследовать как можно быстрее - лучше всего за один месяц. И судебное решение по ним тоже необходимо принимать быстро, что не всегда получается. Например, нашумевшее дело о переохлаждении по дороге в погранотряд 172 призывников следователи закончили за 29 дней. А потом началось бесконечное знакомство с ним фигурантов. Инциденту скоро год, а официально установленных виновных как не было, так и нет.
Тянут резину, конечно же, не всегда. Например, в этом году за взятки осуждены начальники отделений военкоматов Дзержинского района Новосибирска подполковник Р. Ибрагимов, Няндомского района Архангельской области майор А. Михайлов, Тербунского района Липецкой области майор Г. Гудилин, Шемуршинского РВК Чувашии Р. Кувшинов.
Кроме того, рассмотрены дела мздоимцев в Хабаровском крае и Курской области. Завершено следствие по аналогичным преступлениям в Волгоградской области и Ростове-на-Дону.
- Буквально на днях задержан за взятку сотрудник Сочинского горвоенкомата майор Касихин, - уточнил главный военный прокурор. - Он требовал 10 тысяч рублей за незаконное присвоение офицерского звания. А военком Динского района Краснодарского края подполковник Москаленко вымогал у родителей 18-летнего призывника 60 тысяч рублей - то есть свыше двух тысяч долларов - за освобождение от службы. Как потом выяснилось, парня и без того не должны были ставить в строй.
Взятки - самая распространенная, но далеко не единственная "болезнь" военкоматчиков. Офицеры не только берут на лапу, но и накладывают ее на казенное имущество. В частности, военного комиссара Мордовии генерала Дьякова за нецелевое расходование государственных средств - за чужие деньги он обустроил собственную квартиру. Глядя на военкомов, ступают на шаткие мостки чиновники рангом поменьше - в Хакасии, на Урале, в Центральном федеральном округе попались на взятках врачи призывной комиссии. И уже совсем необычное преступление произошло во Владимирской области: за освобождение от службы там взятку пытались всучить членам призывной комиссии общественницы из организации вроде комитета солдатских матерей.
Накал страстей вокруг военкоматов достиг такого уровня, что этим вопросом был вынужден заняться лично генпрокурор - на недавнем совещании он предложил ужесточить ответственность за мздоимство. Звучат и предложения пересмотреть действующее законодательство. Однако, по мнению главного военного прокурора, с этим торопиться не стоит.
- Для борьбы с коррупцией и взятками у нас хватает правовых рычагов, - считает генерал Савенков. - Надо только правильно и полнее их использовать.
Офицерские квартиры продавали в штабе
В былые времена шутили, что любого завмага можно сажать без суда и следствия, т. к. на "статью" он сто процентов наворовал. Сегодня этот аргумент больше подходит к армейским финансистам и снабженцам. Причем они себя не ограничивают ни в краденых суммах, ни в способах хищения. К примеру, начальник продовольственной службы Сибирского военного округа полковник Бабаев пустил "налево" столько консервов и круп, что этого хватило бы на год целому полку. А начфин флагмана Северного флота "Петр Великий" умыкнул месячную зарплату экипажа - 12 миллионов рублей. Бухгалтер одной из воинских частей ПурВО оказалась поскромней - 3,5 миллиона рублей, похищенных ею из кассы полка, хватились только через две недели.
- Завершено расследование дел по хищению и махинациям с продовольствием на общую сумму 40 миллионов рублей, горюче-смазочным материалам - на 309 миллионов, - уточнил Савенков. - Но если говорить в целом, то теперь предпочитают воровать не консервы с бензином, а натуральные деньги.
Как выяснилось, отличное поле деятельности для мошенников - распределение государственных жилищных сертификатов. В особенности это преступление прижилось во внутренних войсках и РВСН.
- Мы выявили 150 случаев незаконной выдачи ГЖС. Как правило, во всех случаях действовала цепочка: командир - кадровик - начфин, - объяснил генерал Савенков. - На полигоне РВСН начальник отдела капитального строительства поставил на поток незаконную выдачу сертификатов для приобретения жилья в Москве. Этот капитан сам ездил по штабам и везде его принимали. Жены его однокурсников сидели в фирмах, где обналичивали сертификаты.
Такая же преступная цепочка протянулась с Северо-Западного округа внутренних войск в главкомат ВВ. Один майор таким образом заработал на ГЖС 58 миллионов рублей. "Теперь мы вынуждены проверять законность выдачи всех 73,5 тысячи жилищных сертификатов, - разводит руками главный военный прокурор. - Уже проверены 14 тысяч, в суды отправлены 23 дела. И посмотрите, кто в них фигурирует, - командир авиаполка, заместитель комбрига внутренних войск, начальник отдела кадров бригады. Только в июле пришлось освобождать 76 незаконно занятых квартир, а всего суды вынесли решение по более чем 200 искам общей суммой 160 миллионов рублей".
Генеральские дела и солдатские смерти
Главная военная прокуратура считает своей большой победой, что удалось довести до суда несколько громких дел, где в качестве обвиняемых фигурировали генералы и адмиралы. В прежние годы о таком следователи и мечтать не могли.
- Сейчас отбывают наказание три генерала и адмирала. Ни одно дело, где бы фигурировали высокопоставленные чиновники-силовики, не прекращено, - говорит главный военный прокурор. - Два адмирала, в том числе бывший командующий Северным флотом Геннадий Сучков, осуждены условно, два дела находятся на рассмотрении в судах, еще по четырем идет следствие.
Показательно, что ниточки некоторых расследований тянутся в министерство обороны, главкомат внутренних войск и Погранслужбу ФСБ. Генерал Савенков уверен, что там они не оборвутся и от заслуженного наказания никто за погонами не спрячется.
Не должны уйти от кары и командиры, виновные в гибели солдат. За семь месяцев этого года расстались с жизнью 420 военнослужащих, в 163 случаях смерть была вызвана преступными действиями. 25 человек умерли в результате неуставных взаимоотношений, 12 - от рукоприкладства командиров. Это на 16 процентов больше, чем в прошлом году. До 60 процентов таких случаев сопровождаются судебными разбирательствами.
- Почему не сто?- переспрашивает Савенков. - Потому что не все они попадают под Уголовный кодекс. Например, среди причин суицидов (в этом году зафиксировано 109 самоубийств солдат и офицеров) по-прежнему фигурируют семейно-бытовые неурядицы.