В Астрахани не стали говорить о проблемах нашей страны на Каспии и стремительного сокращения поголовья осетровых - все это отошло на второй план. На первом было торжественное открытие железнодорожной ветки, которая соединила порт Оля в Астраханской области с остальной частью транспортного коридора, тем самым поставив последнюю точку в строительстве российской части МТК "Север-Юг".
Соглашение о создании международного транспортного коридора "Север-Юг" было подписано Россией, Ираном и Индией в сентябре 2000 года. В настоящее время его участниками являются также Белоруссия и Казахстан. По расчетам транспортников, в ближайшие 2 - 3 года этот коридор сможет пропускать до 20 миллионов тонн транзитных грузов. Правда, для того, чтобы обеспечить планируемый грузопоток, придется немало потрудиться. МТК "Север-Юг" до недавнего времени испытывал нехватку грузов, поскольку европейские бизнесмены предпочитали пользоваться известным маршрутом через Суэцкий канал. Открытый же вчера порт Оля, по расчетам, к 2005 году должен иметь годовой грузооборот в 4 миллиона тонн, а к моменту завершения развития порта - возрасти до 8 млн. тонн.Собственно, премьер изучал вчера перспективы развития транспортного коридора не на бумаге, а на месте. С борта вертолета премьер-министр осматривал железнодорожный путь Яндыки - Оля, нефтеналивную базу на станции Трусово и акваторию порта Оля. Спустившись на землю и перерезав ленточку, Фрадков открыл железнодорожный путь, по которому первым прошел контейнерный поезд с грузом из России, адресованный получателю в Иране."Руководство страны уделяет большое внимание развитию транспортной инфраструктуры", - не преминул заметить премьер. Но, при этом он не стал уточнять, что в финансировании порта Оля доля государства составила лишь 10 процентов, остальные 90 процентов - средства частного инвестора. Не стал премьер омрачать праздник и заявлением о том, что у Министерства транспорта по-прежнему нет четкого представления о возможных объемах грузопотока и, соответственно, о том, что можно ожидать от олинского направления.
С открытием железнодорожной ветки Яндыки-Оля поздравил железнодорожников и глава государства. В приветствии Владимира Путина, которое зачитал полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев, говорится, что благодаря труду и высокому профессионализму решена важная задача - завершение формирования участка транспортного коридора "Север-Юг". "Надеюсь, что реализация проекта увеличит конкурентоспособность страны на транзитном рынке", - отмечается в послании. "Давно не было таких глобальных проектов", - уже от себя заметил Владимир Яковлев.
После торжественной церемонии и раздачи наград, Михаил Фрадков все же приехал в Астрахань. В здании местной администрации собрались все члены официальной делегации. Глава правительства предложил собравшимся заслушать доклад министра транспорта Игоря Левитина, а после и губернатора Астраханской области Анатолия Гужвина, предложив ему рассказать не об областных проблемах, о которых Фрадков, видимо, уже успел наслушаться, а о развитии МТК. Губернатор, вняв премьерской критике, вроде бы начал с перспектив МТК "Север-Юг", но плавно перешел на проблемы региона. Его бодрый рапорт о ситуации в Астрахани явно расходился с увиденной картиной если не разрушенного, то по крайней мере запущенного состояния города. Но, по словам губернатора, лучше, чем в Астрахани, нигде не живут. Прирост ВВП на душу населения - самый высокий из всех возможных, темпы строительства ничуть не отстают и от благоприятной макроэкономической ситуации, но... И здесь Гужвин сказал о самом главном - денег все равно не хватает, и хотелось бы от центра все-таки получить некое финансирование. Но, Фрадков, который в последнее время побывал не в одном российском регионе, остался непреклонен.