28.07.2004 23:30
    Поделиться

    Продажа квартиры - с согласия ООП

    "Дурдом! - возмущаются родители и риелторы. - Под лозунгом защиты прав ребенка органы опеки порой создают для нормальных людей непреодолимые проблемы". (Реальная цитата с "круглого стола", проведенного в Санкт-Петербурге Ассоциацией риелторов.) В последнее время и многие законодатели стали продвигать в кодексы - гражданский, семейный, жилищный - идею отказа от обязательного разрешения ООП на сделки с недвижимостью.

    Категорически против такой постановки вопроса в аппарате уполномоченного по правам человека в РФ.

    Как сообщила начальник отдела защиты жилищных прав аппарата уполномоченного Зинаида Николайчук, в нашей стране не уменьшается количество нарушений прав ребенка на жилье, в том числе прав собственности. Только за два года на имя уполномоченного поступило почти полторы тысячи жалоб. Поэтому, убеждена Зинаида Егоровна, государство не должно уклоняться от защиты прав ребенка, независимо от того, благополучная семья или нет, и контроль со стороны органов опеки и попечительства нужно даже усилить.

    Самый свежий пример еще не оконченной истории в Краснодаре. Семья продает дом, в котором двое несовершеннолетних детей имеют долевую собственность. Собирается переезжать в Иркутскую область к родственникам. Орган опеки и попечительства дает разрешение на продажу, хотя договор о покупке нового жилья родители не предоставили. В результате дом продан, семья никуда из Краснодара не уехала, а вырученные деньги отдала родственнику на операцию.

    Помочь близкому - дело, безусловно, благородное. Только вот дети остались без дома. Сейчас семья живет в общежитии, из которого ее настойчиво просят съехать. Мать, размахивая правами детей, требует от городских властей выделить квартиру. Угрожает голодовкой и самосожжением. Написала жалобу Уполномоченному по правам человека. Как быть в этой непростой с моральной точки зрения ситуации? Зинаида Николайчук считает, что поскольку ООП допустил ошибку, а подчиняется он городской администрации, исправить ошибку должен мэр. То есть ему придется найти для семьи квартиру.

    В данном случае дети по крайней мере имеют родителей, которые всеми правдами и неправдами будут биться за них. Но жизнь многообразнее и суровее. Нередко несовершеннолетним приходится в одиночку защищать свою собственность, и тогда уже без помощи государства в лице органов опеки и попечительства им никак не обойтись. В принципе все, что касается деятельности ООП, прописано и в специальном Законе "Об опеке и попечительстве", и в кодексах, и в других правовых актах. Но практика показала, что этого недостаточно. В законах не хватает конкретики. Да и сама жизнь все время что-то корректирует. Например, несколько лет назад детей-собственников жилья у нас можно было по пальцам пересчитать, сегодня это уже обычное явление. Соответственно растет количество сделок с участием детей-собственников. Поэтому Министерство юстиции РФ подготовило инструкцию о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимость и сделок с ним, которая сегодня публикуется в "РГ". Практически во всех случаях требуется согласие органа опеки и попечительства.

    Итак, можно ли у ребенка купить его квартиру? Можно, если на то будет согласие его законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) и ООП. Кстати, сдавать свою квартиру в аренду он тоже может, и тоже с разрешения взрослых. Самостоятельно распоряжаться своим недвижимым имуществом несовершеннолетний имеет право только в том случае, если он признан судом или органом опеки и попечительства полностью дееспособным. А таковым он признается, если он работает по трудовому договору или, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью, а также если он вступит в брак. В случае расторжения брака до 18 лет дееспособность остается.

    Поделиться