Чиновников в России ругали во все времена. О них говорили даже злее, чем о двух главных российских бедах: дураках и дорогах. И винили не только в плохих дорогах, но и в том, что чиновничья рать оказалась непосильным грузом, под которым рухнула Российская империя. Репутация профессии, всесторонне описанной классиками и снаружи, и изнутри, не изменилась к лучшему и в пору социализма. Советский госслужащий - главный герой карикатур и сатирических пассажей, все никак не мог найти для себя ответа на вопрос: кому же он должен служить - народу? государству? делу? начальнику? Некоторые, спасовав перед этим сложным выбором, служили себе. Иные продолжают и сейчас.
Впрочем, среди нынешних 540 тысяч федеральных и почти полутора миллионов региональных чиновников немало профессионалов и замечательных людей. Как сделать, чтобы их было большинство, а их служба государству - эффективной. Как повысить престиж профессии? Как избавить российское чиновничество от старых коррупционеров, а новых госслужащих - от соблазнов? Как защитить честного чиновника от произвола вышестоящего начальника, от аппаратных чисток и прочих чиновничьих неприятностей, случающихся во времена политических перемен?
Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дает ответы на эти и еще многие вопросы, определяя требования к гослужащему и его работе и гарантии, которые дает государство тем, кто ему исправно служит.
Возраст пребывания на гражданской службе - от 18 до 65 дет - государство не против омоложения чиновничьей рати и готово привлекать на госслужбу и зарплатой, адекватной труду, и перспективой карьерного роста. Но власть не намерена отказываться от опыта профессионалов.
Однако желающие сделать службу государству своей профессией должны пройти через конкурс и испытательный срок от трех месяцев до одного года. Специально созданный орган займется кадровым резервом, в котором российская гражданская госслужба будет черпать новые силы. Гарантией того, что должность получит достойный человек, а не приближенный к начальству, станут независимые эксперты, которые, согласно закону, должны входить в конкурсные комиссии. Закон предусматривает и механизм, который не позволит чиновнику перепутать личное с государственным, свою выгоду с интересами государства. "Конфликт интересов" - непривычное для России понятие, хотя не так еще давно всем нам, а не только чиновникам, внушали: "Прежде думай о Родине, а потом - о себе". Но в данном случае речь идет о таких ситуациях, когда личная заинтересованность чиновника может повлиять на объективное исполнение им своих должностных обязанностей. А если между личными интересами чиновника и законными интересами государства возникает противоречие, то госслужащий обязан письменно проинформировать об этом своего руководителя. Меры, которые могут за этим последовать: отстранение от должности - до выяснения, увольнение, а в совсем запущенных случаях - и уголовное дело.
Закон запрещает гражданским служащим заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью, использовать должностные полномочия для предвыборной агитации, разглашать конфиденциальную служебную информацию, выполнять оплачиваемую работу, если это приводит к конфликту интересов.
Кроме того, служащим запрещается публично осуждать, в том числе в средствах массовой информации, конституционный строй РФ, решения государственного органа, в котором они замещают должности гражданской службы, либо вышестоящих органов.
Закон очень строг к отношениям чиновника и партий. За прегрешения могут отстранить от должности. Такая мера согласно законопроекту будет грозить и за появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, за уклонения от обучения.
Правила для чиновника написаны. Теперь важно добиться, чтобы все они так жили.
Комментарий
"РГ" попросила прокомментировать новый закон президента фонда "ИНДЕМ" Георгия Сатарова.
- Моя общая оценка новому Закону о госслужбе - три с минусом. Многие моменты в нем прописаны недостаточно конкретно, и, конечно же, в борьбе с коррупцией этот закон вряд ли сможет помочь.
Конечно, в нем есть указание на самый важный момент - введена категория конфликта интересов и даны указания на то, что их надо отслеживать и решать. Но почему-то все сводится исключительно к материальным интересам, хотя существуют и другие, направленные, например, на укрепление собственного политического положения.
Что касается политической коррупции, то в законе указано, что чиновникам запрещается вмешиваться в политическую конкуренцию, но определение слишком заужено.
Этот пункт ограничен исключительно запретом на агитацию в пользу политических партий. Но в выборах ведь участвуют не только партии, но и личности. И для достижения необходимого результата можно и не агитировать за кандидата, а выступить против его оппонента. Ну хотя бы "нагнуть" суд, чтобы последнего исключили из предвыборной гонки.
И, конечно же, отсутствует одна фундаментальная вещь - обеспечение прозрачности деятельности чиновников. В частности, много посвящено конкурсным отборам и комиссиям, но ни слова не сказано, что эти комиссии должны быть гласными.